Как сообщил RBC daily управляющий сети «Пятерочка» Олег Высоцкий, крупнейшая по оборотам российская сеть магазинов-дискаунтеров «Пятерочка» в феврале предприняла попытку приобрести бизнес другого оператора этого сегмента – «Копейки». В случае если сделка состоится, в стране появится крупнейшая розничная компания с оборотом в 2-3 млрд долл. И это неминуемо повлечет за собой серьезные изменения на розничном рынке. Однако аналитики сомневаются в том, что сделка состоится, так как «Копейка» не захочет терять свой бренд, а ее стратегический инвестор «УРАЛСИБ», возможно, не пойдет на продажу стабильно развивающегося бизнеса.
«Пятерочка», принадлежащая голландскому Pyaterochka Holding, владельцы которого не раскрываются, – одна из наиболее динамично развивающихся российских розничных сетей. По объему продаж компания занимает первое место в нашей стране – в прошлом году, по собственным данным компании, ее оборот превысил 1,5 млрд долл. Набрать высокие темпы развития сеть смогла благодаря активному продвижению в регионы франчайзинговой программы. Сейчас собственная сеть «Пятерочки», охватывающая 12 российских регионов, Казахстан и Украину, насчитывает более 220 магазинов из 440, остальные – франчайзинговые. Оборот сети в 2004 г. составил почти 1,6 млрд долл. «Копейка» – сеть из 76 дискаунтеров, около половины акций которой принадлежит группе «УРАЛСИБ». Магазины сети расположены в Москве и Московской области. В 2004 г. продажи составили 416 млн долл. По данным, предоставленным самой компанией, в рейтинге российских розничных компаний сеть «Копейка» занимает девятое место.
Как сообщил RBC daily один из бывших менеджеров «Пятерочки», в этом году компания рассчитывает приобрести сеть «Копейка». По его словам, речь, вероятно, идет о поглощении «Копейки» путем обмена акций «Пятерочки» на акции «Копейки». В петербургском офисе сети подтвердили существование планов покупки московского ритейлера. Однако подробности поглощения пока не сообщили, мотивируя это тем, что пока нет конкретных договоренностей. «Наша компания действительно сделала предложение акционерам «Копейки» о выкупе 100% акций либо доли любой из групп акционеров, – сообщил RBC daily управляющий сети «Пятерочка» Олег Высоцкий. – Слияние компаний возможно, но готовых вариантов нет. У «Копейки» отличный и профессиональный менеджмент, хорошие магазины, стабильное и прочное положение на рынке ритейла. Если обе стороны достигнут договоренности, то оборот совместной компании, по нашим оценкам, к 2006 г. может достичь 3 млрд долл. Собственно, это все, что мы можем сказать на данном этапе». В «Копейке» не подтвердили, но и не опровергли факт обращения «Пятерочки» и от каких-либо комментариев отказались.
По мнению анонимного источника, сделка по продаже «Копейки» путем обмена акций выгодна стратегическому инвестору – группе «УРАЛСИБ». «Надежды «УРАЛСИБа» на рост «Копейки» не оправдались. Объединение двух компаний дает группе долю в компании, растущей гораздо быстрее и обладающей огромным рыночным потенциалом, – утверждает собеседник. – «Пятерочка» стремится завершить сделку до следующего выхода на IPO кого-либо из российских ритейлеров. При подтверждении показателей IPO «Седьмого континента» в следующих размещениях оценка «Копейки» резко пойдет вверх». В группе «УРАЛСИБ» информацию о намерениях относительно пакета акций «Копейки» вчера получить не удалось.
Специалисты мало верят в слияние двух крупных ритейлеров. Но аналитик ИФК «Метрополь» Наталья Мильчакова отмечает, что выход на IPO объединенных компаний действительно мог бы быть более успешным, чем каждой в отдельности. «На мой взгляд, это был бы положительный факт для всего рынка акций. Из ритейловых сетей на российском рынке присутствуют только акции «Седьмого континента», – рассказала она RBC daily. – Акционеры «Копейки» теоретически могли бы быть заинтересованы в ее присоединении к «Пятерочке» и в проведении IPO объединенной компании, но тут все станет определяться тем, насколько выгодным акционерам будет предложение об обмене. В ближайшее время такое слияние мне кажется маловероятным».
По мнению аналитика РБК Валентина Крохина, покупка «Копейки» не слишком нужна «Копейке», да и самой «Пятерочке». «Для «Пятерочки» же, возможно, покупка «Копейки» – не самый оптимальный путь развития. Понимаю, если бы «Пятерочка» покупала мелкие сети, хотя в принципе легче открывать магазины самим. А перепозиционирование целой сети обходится достаточно дорого. Получить же в качестве стратегического инвестора «УРАЛСИБ», наверное, не слишком и нужно. Если бы компания нуждалась в этом, то не прекратила бы сотрудничество с ЕБРР. Однако налицо ее стремление развиваться самостоятельно», – заявил он RBC daily.
Продажа «Копейки» «Пятерочке», по словам Валентина Крохина, положительно отразилась бы на рынке – он быстро перескочил бы на новую ступень развития. Однако аналитик также высказывает сомнения в том, что сделка будет доведена до конца: «Сегодня действительно рынок растет быстро, в том числе и за счет слияний и поглощений. Но для подобной сделки сейчас нет повода. «Копейке» продаваться нет смысла – она стабильно развивается, а если и заинтересована, то в стратегическом инвесторе. Покупка столь крупной компании, как «Копейка», потребовала бы значительных затрат на перестройку системы логистики, заставила бы перезаключать контракты с большим количеством поставщиков (хотя добиться выгодных условий от поставщиков такой сети было бы гораздо легче). Но зачем «Копейке» терять свой бренд – он уже имеет вес на рынке».
«Пятерочка» претендует на «Копейку»
12.03.2005
Крупнейший розничный оператор строит планы поглощения крупного конкурента, которым, возможно, сбыться не суждено