Термокружки

«Пятерочка» претендует на «Копейку»


Крупнейший розничный оператор строит планы поглощения крупного конкурента, которым, возможно, сбыться не суждено

Как сообщил RBC daily управляющий сети «Пятерочка» Олег Высоцкий, крупнейшая по оборотам российская сеть магазинов-дискаунтеров «Пятерочка» в феврале предприняла попытку приобрести бизнес другого оператора этого сегмента – «Копейки». В случае если сделка состоится, в стране появится крупнейшая розничная компания с оборотом в 2-3 млрд долл. И это неминуемо повлечет за собой серьезные изменения на розничном рынке. Однако аналитики сомневаются в том, что сделка состоится, так как «Копейка» не захочет терять свой бренд, а ее стратегический инвестор «УРАЛСИБ», возможно, не пойдет на продажу стабильно развивающегося бизнеса.

«Пятерочка», принадлежащая голландскому Pyaterochka Holding, владельцы которого не раскрываются, – одна из наиболее динамично развивающихся российских розничных сетей. По объему продаж компания занимает первое место в нашей стране – в прошлом году, по собственным данным компании, ее оборот превысил 1,5 млрд долл. Набрать высокие темпы развития сеть смогла благодаря активному продвижению в регионы франчайзинговой программы. Сейчас собственная сеть «Пятерочки», охватывающая 12 российских регионов, Казахстан и Украину, насчитывает более 220 магазинов из 440, остальные – франчайзинговые. Оборот сети в 2004 г. составил почти 1,6 млрд долл. «Копейка» – сеть из 76 дискаунтеров, около половины акций которой принадлежит группе «УРАЛСИБ». Магазины сети расположены в Москве и Московской области. В 2004 г. продажи составили 416 млн долл. По данным, предоставленным самой компанией, в рейтинге российских розничных компаний сеть «Копейка» занимает девятое место.

Как сообщил RBC daily один из бывших менеджеров «Пятерочки», в этом году компания рассчитывает приобрести сеть «Копейка». По его словам, речь, вероятно, идет о поглощении «Копейки» путем обмена акций «Пятерочки» на акции «Копейки». В петербургском офисе сети подтвердили существование планов покупки московского ритейлера. Однако подробности поглощения пока не сообщили, мотивируя это тем, что пока нет конкретных договоренностей. «Наша компания действительно сделала предложение акционерам «Копейки» о выкупе 100% акций либо доли любой из групп акционеров, – сообщил RBC daily управляющий сети «Пятерочка» Олег Высоцкий. – Слияние компаний возможно, но готовых вариантов нет. У «Копейки» отличный и профессиональный менеджмент, хорошие магазины, стабильное и прочное положение на рынке ритейла. Если обе стороны достигнут договоренности, то оборот совместной компании, по нашим оценкам, к 2006 г. может достичь 3 млрд долл. Собственно, это все, что мы можем сказать на данном этапе». В «Копейке» не подтвердили, но и не опровергли факт обращения «Пятерочки» и от каких-либо комментариев отказались.

По мнению анонимного источника, сделка по продаже «Копейки» путем обмена акций выгодна стратегическому инвестору – группе «УРАЛСИБ». «Надежды «УРАЛСИБа» на рост «Копейки» не оправдались. Объединение двух компаний дает группе долю в компании, растущей гораздо быстрее и обладающей огромным рыночным потенциалом, – утверждает собеседник. – «Пятерочка» стремится завершить сделку до следующего выхода на IPO кого-либо из российских ритейлеров. При подтверждении показателей IPO «Седьмого континента» в следующих размещениях оценка «Копейки» резко пойдет вверх». В группе «УРАЛСИБ» информацию о намерениях относительно пакета акций «Копейки» вчера получить не удалось.

Специалисты мало верят в слияние двух крупных ритейлеров. Но аналитик ИФК «Метрополь» Наталья Мильчакова отмечает, что выход на IPO объединенных компаний действительно мог бы быть более успешным, чем каждой в отдельности. «На мой взгляд, это был бы положительный факт для всего рынка акций. Из ритейловых сетей на российском рынке присутствуют только акции «Седьмого континента», – рассказала она RBC daily. – Акционеры «Копейки» теоретически могли бы быть заинтересованы в ее присоединении к «Пятерочке» и в проведении IPO объединенной компании, но тут все станет определяться тем, насколько выгодным акционерам будет предложение об обмене. В ближайшее время такое слияние мне кажется маловероятным».

По мнению аналитика РБК Валентина Крохина, покупка «Копейки» не слишком нужна «Копейке», да и самой «Пятерочке». «Для «Пятерочки» же, возможно, покупка «Копейки» – не самый оптимальный путь развития. Понимаю, если бы «Пятерочка» покупала мелкие сети, хотя в принципе легче открывать магазины самим. А перепозиционирование целой сети обходится достаточно дорого. Получить же в качестве стратегического инвестора «УРАЛСИБ», наверное, не слишком и нужно. Если бы компания нуждалась в этом, то не прекратила бы сотрудничество с ЕБРР. Однако налицо ее стремление развиваться самостоятельно», – заявил он RBC daily.

Продажа «Копейки» «Пятерочке», по словам Валентина Крохина, положительно отразилась бы на рынке – он быстро перескочил бы на новую ступень развития. Однако аналитик также высказывает сомнения в том, что сделка будет доведена до конца: «Сегодня действительно рынок растет быстро, в том числе и за счет слияний и поглощений. Но для подобной сделки сейчас нет повода. «Копейке» продаваться нет смысла – она стабильно развивается, а если и заинтересована, то в стратегическом инвесторе. Покупка столь крупной компании, как «Копейка», потребовала бы значительных затрат на перестройку системы логистики, заставила бы перезаключать контракты с большим количеством поставщиков (хотя добиться выгодных условий от поставщиков такой сети было бы гораздо легче). Но зачем «Копейке» терять свой бренд – он уже имеет вес на рынке».

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке