Сеть супермаркетов «Патэрсон» собирается стать одной из самых «дешевых» в цивилизованной рознице. Как сообщили RBC daily в компании, открывшийся в прошлую субботу десятый петербургский универсам стал своеобразным пилотным проектом компании на пути к достижению этой цели. Очевидно, активная борьба за покупателей начинает разворачиваться не только в столице, но и в регионах. И если ритейлерам, работающим в формате «супермаркет», удастся удерживать дисконтные розничные цены, то их конкурентное преимущество будет несомненным. Однако, по мнению аналитиков, опустить цены до уровня дискаунтеров у сетей супермаркетов не получится. Поэтому конкурировать они по-прежнему будут в своем сегменте не за новую аудиторию, а за своих же традиционных покупателей.
Сеть супермаркетов «Патэрсон» сейчас насчитывает 46 торговых точек, половина которых работает в Москве и Подмосковье, остальные – в 11 крупных российских городах, один супермаркет недавно открылся на Украине, в Киеве. Оборот сети в 2004 г. составил около 250 млн долл. В Петербурге «Патэрсон» присутствует с 2002 г. Сейчас там работает 10 торговых точек. Десятый петербургский супермаркет сети «Патэрсон» открылся 5 марта 2005 г. возле станции метро «Нарвская», практически в центре города. В этом районе расположены крупные жилые массивы, промышленные и офисные здания, однако до сих пор не только не было представлено розничных сетей современного формата, но и одиночных продуктовых магазинов очень мало. Как заявили RBC daily в компании «Патэрсон», новый универсам будет кардинально отличаться от всех работающих магазинов сети. «Десятый петербургский супермаркет «Патэрсон» одновременно становится и самым недорогим, на все группы товаров установлена минимальная торговая наценка», – говорится в официальном заявлении компании. Одновременно по всем остальным параметрам новый магазин будет соответствовать общему формату, а ассортимент универсама также насчитывает порядка 10 тыс. наименований.
По словам Татьяны Новиковой из департамента внешних связей «Патэрсона», политика низких цен в новой торговой точке является частью стратегии компании по общему снижению цен во всей сети. «Патэрсон» уже давно заявлял о том, что добивается самых низких цен на свой ассортимент. Однако до сих пор компания шла традиционным путем оптимизации работы. «Снижение маржи становится возможным при оптимизации издержек, а внедрение новых технологий и работа с крупными поставщиками приводят к улучшению условий поставок, в том числе и закупочных цен, – рассказала RBC daily Татьяна Новикова. – Например, выход на прямые электронные торги на рынке фруктов и овощей позволил добиться минимальных закупочных цен, а в сочетании с сокращением собственных издержек это дало ощутимый эффект – цены на весь ассортимент в феврале снизились в среднем на 10%». А подобных кардинальных экспериментов ранее не проводилось. «Это будет своеобразный эксперимент – на примере нового петербургского магазина мы опробуем работу в новом ценовом режиме. Сейчас на все товары в этой точке устанавливается минимальная наценка. Кроме того, ведется работа с поставщиками, для того чтобы снизить входные расценки», – сообщила Татьяна Новикова. Более подробной информации в «Патэрсоне» получить не удалось – в компании сослались на то, что новая стратегия пока находится в стадии разработки и подробности до конца не проработаны.
Стремление «Патэрсона» к снижению цен вполне понятно: низкие цены в супермаркетах – существенное конкурентное преимущество, конечно, при условии сохранения уровня сервиса и широкого ассортимента. Классический дискаунтер с минимальным ассортиментом, коробками в торговом зале и практически полным отсутствием персонала уже уходит в прошлое. На западе такой формат занимает строго определенную нишу и не претендует на ежедневные покупки представителей широких слоев населения. Российские дискаунтеры постепенно превращаются в экономичные супермаркеты, где покупателю обеспечен определенный уровень сервиса. Очевидно, что начинания «Патэрсона» определяют и встречную тенденцию: сети формата «супермаркет» стремятся расширить свою аудиторию, вступая в конкуренцию с дешевыми магазинами. Покупатели в большинстве своем отдают предпочтение магазинам, где при одинаковом уровне обслуживания цены ниже.
«Патэрсон», по мнению аналитиков, вряд ли превратит свои магазины в дискаунтеры. Однако добиться более низких цен, чем в других сетях своей ниши, «Патэрсону» удастся легко, так как, несмотря на то что практически все сети супермаркетов заявляют о политике демократизации цен, на деле последние снижаются лишь на небольшую группу товаров. «Петербургский рынок дискаунтеров довольно насыщен, бесспорное лидерство принадлежит сетям «Пятерочка», «Копейка», «Дикси», – сообщила RBC daily аналитик по потребительскому сектору и электроэнергетике петербургской компании «АВК-Аналитика» Светлана Труханович. – Поэтому если в случае с «Патэрсоном» речь идет о переходе в ценовой сегмент дискаунтеров, это вряд ли оправдает себя, так как переход будет сопровождаться снижением уровня сервиса, и возможна потеря нынешних покупателей класса «средний» и «средний плюс». В связи с этим снижение торговой наценки, вероятно, будет не очень значительным и предпринимается лишь в рамках конкуренции с другими операторами в аналогичном ценовом сегменте, таких как «Рамстор», «Перекресток» и так далее».
Светлана Труханович полагает, что снижение издержек без ущерба уровню сервиса в торговых сетях возможно. «Но для этого необходимо несколько условий. Например, за счет «эффекта масштаба», который достигается через быстрое развитие сети и строительство новых магазинов – «Патэрсон» заявлял о намерениях построить еще 10 универсамов в 2005 г. в Петербурге, – говорит она. – Также может сыграть не последнюю роль низкий уровень арендных платежей: петербургские власти сообщали о возможном предоставлении льгот ритейлерам, открывающим магазины в районах со слабо развитой розницей. Предлагаемый размер льготы – 50%-ная скидка на аренду помещений и более низкая ставка по земельному налогу». То, что петербургская администрация вполне может лояльно относится к «Патэрсону», подтверждает и тот факт, что эта сеть участвует в социальных программах – предоставляет 5%-ную скидку пенсионерам и ветеранам в будние дни с 9 до 15 часов.
По мнению аналитика ИФК «Метрополь» Натальи Мильчаковой, снижение торговой наценки в большей степени похоже на рекламную акцию. «Цены в основном повышают производители продукции, а ритейлеры следуют за ними. Но так как на розничном рынке возникает жесткая конкурентная борьба, то некоторые компании отказываются от периодического повышения цен. Это гибкая стратегия, и она может привлечь большое количество покупателей, – рассказала она RBC daily. –Учитывая, что магазин находится в районе, где продуктовых магазинов мало, большой поток уже сразу после открытия магазина обеспечен. А успех одного магазина может сказаться и на других – задать всей петербургской сети имидж «снижающей цены». Однако только этого недостаточно. Для того чтобы расширить покупательскую аудиторию, необходим системный подход».
«Патэрсон» борется за покупателя
11.03.2005
Столичная розничная сеть планирует увеличить свою аудиторию с помощью низких цен