Термокружки

У политтехнологов отняли миллиард


В три раза сокращается рынок российского PR после воплощения в жизнь президентских инициатив по назначению губернаторов и выборов депутатов Государственной Думы по партийным спискам.

Последние демократические выборы губернаторов в стране прошли в декабре 2004 в Саратовской, Волгоградской, Псковской и Астраханской областях.
Связано это с сокращением в сотни раз объемов крупнейшего сегмента этого рынка - политконсультирования. Ему, по оценке Российской ассоциации по связям с общественностью, принадлежит две трети рынка российского PR.

Кандидаты платят деньги
В данном случае за неясным понятием "политконсультирование" стоит емкое: "выборы" и "избирательные технологии". Масштаб циркулирующих вокруг них денежных потоков, по данным холдинга "Паблисити" (Москва), измерялся цифрой более $1 млрд на выборы депутатов Государственной Думы раз в 4 года, а также $200 – $300 млн в год, которые расходовались на выборы губернаторов.

"Эта реформа ставит крест на индустрии выборных технологий. Губернаторов будут назначать, а выборы в Госдуму будут проходить по партийным спискам, в то время как именно выборы губернаторов и депутатов-одномандатников составляли 95% – 98% объемов рынка политконсалтинга", - считает Илья Мельник, независимый политконсультант.

По некоторым до начала путинских реформ по отмене выборов объем рынка политконсультирования составлял около $1,5 млрд в год. Реформы сократили рынок втрое – до $500 млн.

Светлое будущее
Участники рынка говорят о его переориентации на другие виды деятельности исходя из новых условий.

Гай Ханов, президент холдинга "Паблисити": "Думаю, что ключевые финансовые и политические игроки в основной массе останутся прежние, а это значит, что рынок политконсалтинга никуда не исчезнет, хотя объемы его значительно сократятся. Зато значительно возрастет спрос на такие эксклюзивные услуги политконсультантов, как лоббирование и персональный политический консалтинг. Будет также формироваться новое направление в избирательных технологиях – выборы по партийным спискам в региональные и местные представительные органы власти. Наберет обороты такая суботрасль политического анализа, как партийная аналитика".

Его мнение поддерживают и местные PR-круги. "Эти действия скорее стимулируют развитие политического консалтинга, так как от режима работы "от выборов к выборам" политические партии будут вынуждены перейти к модели непрерывного политического цикла. Также не обойдутся без помощи консультантов и "назначаемые" губернаторы, просто направление воздействия будет смещено от населения к местным властным структурам и федеральному центру. Как мы уже можем наблюдать, изменение законодательства о рекламе повело за собой не уменьшение, а скорее увеличение затрат производителей алкоголя на PR и рекламу, которые в свою очередь стали интереснее и изощреннее", - считает директор агентства ООО "Ви Си Коммьюникейшенз" Ольга Чернышова.

На службу власти
Пожелавший остаться неизвестным специалист по социально-политическим исследованиям рассказал ДП, что в новых условиях политической игры финансовые потоки будут существовать в прежнем объеме, но они потекут теперь во властные структуры. Источник утверждает, что в последние годы и так огромное значение приобрел пресловутый "административный ресурс", на который тратились существенные бюджеты кампаний, а при государственных органах нынче часто состоят специалисты, ответственные за выборы.

Что касается выборной индустрии, то ее в некоторой степени могут поддержать выборы в Совет Федерации. По словам источника, слухи об этом активно циркулируют, и вероятность такого решения высока. Сейчас сенаторов выдвигают губернаторы и Законодательные собрания регионов. Однако возможностей у сенаторов не так много, как, допустим, у депутатов Госдумы, поэтому и интереса к ним будет меньше, и соответственно, меньше денег будет вкладываться.

Prщик будет жить
Сокращение рынка PR в три раза не вызовет кризиса на рынке труда, - уверены участники рынка.

Сильных профессионалов, занимавшихся выборными технологиями, по оценкам экспертов, в стране порядка 200 человек, в основном они из Москвы, реже - из Петербурга. Реальное количество организаторов выборов много больше, большинство работало в режиме "диких команд", переезжая каждые полгода из региона в регион. Только в Москве и Петербурге их несколько сотен. Кроме того, в каждом регионе существую свои выборные команды.

Для миллионов
Сама работа по ведению выборной компании, по оценкам экспертов, съедала от 10 до 30% бюджета компании. Остальными деньгами "кормились" смежные рынки: рекламы, прессы, социально-политических исследований, полиграфии и миллионы людей, работающих "в поле" - сборщики подписей, расклейщики плакатов, пикетчики, члены избирательных комиссий.

В "полевики" обычно шли не самые социально устроенные слои населения – пенсионеры, студенты. Для всех этих категорий выборы являлись разовым источником быстрого, хорошего и, как правило, необременительного заработка.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке