Депутаты замахнулись на рекламный щит


Депутаты Госдумы собираются ограничить размещение рекламы на памятниках. Проект закона внесли в нижнюю палату парламента вице-спикер Светлана Журова и председатель Комитета по культуре Григорий Ивлиев.

"Реклама уродует здания и панорамы и тем самым создает много проблем", - считают парламентарии. "Это гораздо лучше, чем защитная сетка", - возражают участники рынка. Законопроект в случае принятия ударит по участникам выборов и спонсорам городских праздников.

Без согласия рекламы не будет
Сегодня закон не делает различия, где размещается реклама: на отдельных зданиях, ансамблях или территориях зон охраны объектов культурного наследия. Документ, который предлагают Журова и Ивлиев, четко разграничивает эти объекты. "На отдельном здании должны действовать свои правила, на ансамбле – другие, в парке рядом с дворцом – третьи", – считает Григорий Ивлиев.

В частности, предлагается запретить размещение рекламных конструкций на памятниках, зданиях и сооружениях, входящих в ансамбль, на территориях памятников и ансамблей, на территориях историко-культурных заповедников и на территориях охранных зон объектов культурного наследия. Размещать рекламу на территории какого-либо достопримечательного места и на территории зоны охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия можно будет только с разрешения уполномоченного органа и на основании заключения историко-культурной экспертизы. В аппарате Светланы Журовой, правда, не смогли пояснить, какой именно уполномоченный орган должен выдавать такое разрешение. "Законопроект еще не проходил слушания, скорее всего, депутаты будут вносить в него поправки. Тут все зависит от подчинения памятника", – объяснил советник депутата Никита Калетин.

Как город борется с рекламой
В Петербурге с рекламой на памятниках архитектуры стали бороться давно. В прошлом году КГИОП решил самостоятельно, без Комитета по печати, регулировать процесс размещения и демонтажа рекламоносителей на улицах исторического центра. Чиновники КГИОП демонтировали два билборда рядом с Суворовским музеем на Кирочной улице, принадлежавших ОАО "Художественно-производственное объединение". В апреле 2008 года КГИОП вынес предписание в адрес ГЦРР, который согласовывал их монтаж. По словам чиновников охранного ведомства, размещение рекламы не было согласовано с ними, хотя она находится на территории памятника - Суворовского музея. Комитет по печати подал иск в суд. Участники рынка возмутились. По их мнению, лишние разбирательства могли привести к значительному ужесточению процедуры размещения рекламы и, соответственно, ее удорожанию. Но попытки Веры Дементьевой и ее подчиненных оказались безуспешными. Арбитражный суд в удовлетворении иска КГИОП отказал.

Сегодня оператор, который все же желает разместить рекламу в центре на каком-либо здании, должен обратиться в КГИОП за разрешением. На согласование в ведомство Веры Дементьевой должны поступать также проекты размещения рекламы в радиусе 50 метров от объектов культурного наследия. Но, по сведениям некоторых экспертов, ситуация выглядит немного иначе. Заключение договоров на размещение рекламы - это закрытая информация. Городской центр размещения рекламы с чиновниками КГИОП ею не делится. Зачастую, говорят в КГИОП, рекламщики принимают самостоятельные решения. И о том, что заключен договор на размещение рекламы, можно узнать, только увидев баннер. Среди таких случаев можно вспомнить размещение огромной растяжки на Аничковом дворце в прошлом году - во время ремонта фасада на здании висела реклама автомобиля. На доме Лобановых-Ростовских долгое время красовалась во всю высоту фасада фотография Пенелопы Крус, рекламировавшей косметику. По указанию КГИОП эти нарушения были устранены.

Год назад Петербург получил право размещать рекламу на 448 федеральных памятниках, которые были переданы в собственность города. Ответственность за рекламу на оставшихся федеральных памятниках передали Россвязьохранкультуре. Однако заместитель председателя КГИОП Алексей Комлев не раз высказывался, что он "не приветствует появление объявлений и вывесок на памятниках". "Мы считаем невозможным размещение рекламы на памятниках архитектуры, она уродует их и создает много проблем, мы боремся за то, чтобы ее стало меньше", - отметил он.

Журова – не первая
Кстати, Светлана Журова и Григорий Ивлиев - не первые, кто пытается в Государственной Думе защитить памятники от рекламы. Осенью 2008 года Московская городская дума направила в Госдуму проект поправок к закону "Об объектах культурного наследия народов РФ". Они предлагали запретить установку любых рекламных конструкций на зданиях-памятниках и в 50-метровых охранных зонах таких объектов. Московские парламентарии объяснили свою инициативу тем, что установка наружной рекламы наносит памятникам вред, представляет угрозу для их целостности и нарушает их архитектурно-художественный облик.

Однако участники рынка с позицией законотворцев не согласны. "В Венеции на площади Святого Марка напротив дворца Дожей висит реклама. Во многих европейских городах на время ремонта вешают на здание баннерные сетки. Это смотрится гораздо лучше, чем наша зеленая, пыльная, рваная сетка", – считает директор компании "Постер" Кирилл Опарин.

Угроза для праздников и выборов
По мнению экспертов, если закон будет принят, то наружной рекламы в историческом центре Петербурга практически не останется, так как он весь занят памятниками и их охранными зонами. По данным КГИОП, в городе более 7 тысяч памятников. В охранной зоне исторического центра (без учета набережных) размещено 76 отдельно стоящих рекламных конструкций. На городской территории находится около четверти рекламных поверхностей. Основная доля расположена на частных территориях: на крышах, фасадах домов. Если поправки будут приняты, то наружной рекламы в историческом центре практически не останется, уверены операторы рынка наружной рекламы.

Принятие законопроекта также ставит под угрозу проведение некоторых праздников. Например, в прошлом и в позапрошлом году, когда в Петербурге проходил праздник выпускников "Алые паруса", на стене Петропавловской крепости висел баннер спонсора праздника – банка "Россия".

Этот же закон может навредить и самим народным избранникам. Если уберут из центра все рекламные конструкции, то где кандидаты в депутаты будут размещать свою рекламу? Любой политтехнолог скажет, что в центре на рекламу внимания обращают гораздо больше, нежели на окраине. Достаточно вспомнить последнюю кампанию по выборам в Госдуму, когда вся Северная столица оказалась буквально полностью залеплена плакатами "Ты в плане Путина".

Мария Михайлова,
ZakS.Ru


ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке