Со вторника, согласно постановлению Ростехрегулирования, вступили в силу изменения в ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений", ограничивающие размещение объектов наружной рекламы, в частности, ставших привычными горожанам транспарантов-перетяжек.
Разработчики ужесточили нормы для всех рекламных носителей - теперь их не разрешается размещать над проезжей частью, над разделительными полосами, транспортными развязками и т.п.
До конца года, а дальше посмотрим
Но это не значит, что все перетяжки исчезнут сразу и в один день, уверены опрошенные РИА Новости эксперты.
"Регламент накладывает ограничения лишь на вновь устанавливаемые перетяжки, старые продолжат работать по-прежнему", - рассказал представитель компании "Мосгорреклама", добавив, что постановление носит рекомендательный характер. Новые растяжки могут быть установлены при получении согласия от всех заинтересованных инстанций, прежде всего, комитета по рекламе Москвы и ГИБДД.
По словам консультанта отдела рекламы рекламного агентства "Престиж Взгляд" Александра Ковалева, в настоящее время решается вопрос о снятии перетяжек в историческом центре Москвы внутри Бульварного кольца. "Это мотивируется тем, что перетяжки отвлекают иностранных туристов от созерцания исторических достопримечательностей столицы нашей Родины", - сказал эксперт.
На прочей территории Москвы в пределах МКАД устанавливать новые перетяжки вряд ли будут, а количество имеющихся несколько сократится, предположил эксперт. Подобное уже происходит в ряде других городов РФ.
До конца года перетяжки в массовом порядке никуда не уйдут - рекламодатели уже заплатили за них деньги, договоры заключены, как правило, до 31 декабря, рассказал Ковалев. А вот с начала следующего года ситуация может измениться - очевидно, будут даны дополнительные разъяснения, упорядочивающие их размещение в рамках данного постановления.
"Возможно, будут установлены ограничения, регламентирующие их количество и расстояние между ними на центральных трассах Москвы до МКАД, далее все будет зависеть от руководства Московской области", - сказал Ковалев.
Руководитель отдела рекламы рекламного агентства De-tally Ксения Скотникова напомнила историю с рекламными щитами в центре Москвы - в свое время их убирали после введения очередных поправок в ГОСТы, но после появления разъяснений они вернулись на прежнее место.
Перетяжки, как и любая другая рекламная площадь, приносят городу доход от аренды, отмечает она. Владельцы рекламных площадок либо продают их сами, как, например, "Мосгорреклама", либо прибегают к услугам агентств.
"Пока участники рынка работают в обычном режиме", - сообщили в "Мосгоррекламе". Однако при сохранении неопределенности возможности для их развития будут ограничены.
Щит вместо перетяжки
По словам экспертов, перетяжки предпочитают крупные компании в сочетании с другими носителями либо те, кто работает на данной территории - например, размещают над дорогой указатель к магазину.
Перетяжки удобны для рекламы фестивалей, концертов, выставок и т.п., отмечает Ковалев. В таком случае сообщения на них размещаются на короткий срок - порядка десяти дней, прочие носители надо арендовать на два-три месяца, что в этом случае неудобно.
Кроме того, перетяжки, в отличие от щитов, двухсторонние и рекламодатель "убивает двух зайцев" - его сообщение видят участники дорожного движения, следующие в обе стороны, добавил эксперт.
"С точки зрения экономики, перетяжки можно заменить другими носителями по сопоставимым ценам", - считает Скотникова, однако ряд рекламодателей предпочитает именно их в силу большей отдачи для своего бизнеса.
Для таких компаний исчезновение перетяжек могло бы стать критичным, полагают в "Мосгоррекламе". Однако интересующие их рекламные места все равно останутся в собственности города. "Рекламный бизнес гибкий, он учитывает любые изменения конъюнктуры рынка и законодательства, поэтому надеемся, что компромисс будет найден и в этой ситуации", - подчеркивает представитель компании.
По мнению Ковалева, сокращение количества перетяжек увеличит спрос среди рекламодателей, что, в свою очередь, приведет к росту цен в этом сегменте.
"Цены будут зависеть от умения самих поставщиков рекламы оптимизировать расходы", - считает Скотникова. Они могут уменьшить плату городу за аренду рекламных мест, сократить число сотрудников, продающих рекламные площадки и т.п.
По ее словам, сейчас рекламодатели привыкли к этому каналу рекламы и не пытаются осваивать новые носители. Если плата за перетяжки вырастет, они какое-то время будут платить по новым тарифам, но со временем найдут альтернативу.