Президент, футбол и плесень

18.01.2010

Собрали у телеэкранов больше всего зрителей в 2009 году.

Как пишет РБК daily, самой рейтинговой программой прошлого года традиционно стало новогоднее обращение президента на «Первом канале». При этом, по данным «TNS Россия», в первой шестерке оказались сразу три трансляции футбольных матчей национальной сборной, «Голубой огонек» канала «Россия», а также документальный фильм «Плесень». Эксперты считают результаты мониторинга в целом закономерными и отмечают лишь неожиданный успех «Плесени».

Руководитель отдела аналитики и консалтинга «TNS Россия» Ирина Суанова считает результаты итогового рейтинга во многом традиционными. Новогоднее поздравление президента россияне всегда охотно смотрят именно на «Первом канале». Как и в прошлые годы, высокие показатели набирают и новогодние праздничные программы «Первого канала» и «России», а также сериалы и кинофильмы на этих каналах. Не совсем обычным, по ее мнению, можно назвать появление в списке лучших программ большого количества футбольных матчей и документального фильма «Плесень». «Спортивные события раньше не вызывали такого большого зрительского интереса, — рассказывает г-жа Суанова. — Высокие показатели матчей национальной команды можно назвать новой тенденцией, начавшейся с 2008 года. Раньше спортивные события практически не попадали в топ-10 по рейтингу в России, тогда как в остальном мире они регулярно собирают аншлаги перед телевизорами».

Именно 2008 годом датирован рекорд рейтинга спортивных трансляций. Встреча Россия — Испания на чемпионате Европы принесла каналу «Россия» рейтинг 25,1% с долей 70,5%. Она даже обошла тогда новогоднее обращение президента. В 2007 году спортивных мероприятий в первой десятке еще не было. Руководитель медиа- и онлайн-исследований «ГфК-Русь» Сергей Давыдов считает, что «хотя спортивные трансляции, как правило, больше интересуют мужчин, ключевые матчи, в которых решалась судьба путевки на чемпионат мира, смотрела вся страна».

Необычным называет Ирина Суанова появление в первых строчках документального фильма «Плесень». Как правило, документальные фильмы не пользуются столь широким интересом у телезрителей. По ее мнению, хорошие рейтинги «Плесени» можно отчасти объяснить активным анонсированием проекта. С ней соглашается и Сергей Давыдов, назвавший рейтинг фильма главной неожиданностью: «Документалистика очень редко попадает на столь высокие позиции. Однако случайным этот успех никак не назовешь. В числе его составляющих — активная маркетинговая кампания и тот факт, что ранее получила большой резонанс работа тех же авторов «Великая тайна воды».

Подавляющее большинство позиций списка 25 лучших программ заняты проектами «Первого канала» и «России». Эксперты объясняют это большей средней аудиторией этих каналов, превышающей остальные. «Чем больше аудитория канала, тем больше шансов у отдельных программ этих каналов собирать высокие рейтинги», — отмечает Ирина Суанова.

Директор по коммуникациям КОМКОН Людмила Новиченкова также считает результаты рейтинга закономерными: «И в течение прошлого года, и в период новогодних праздников не было ярких и интересных телевизионных проектов. Неудивительно, что футбольные матчи и «Плесень» оказались на лидирующих позициях». Отсутствие среди программ-лидеров художественных фильмов свидетельствует о том, что по-настоящему массовых премьер в 2009 году не было, считает Сергей Давыдов. Однако он отмечает, что если бы трансляции «Ключей от счастья» (10-я позиция) и «Миллионера из трущоб», который даже не вошел в Топ-10 начинались раньше по времени, то рейтинг был бы выше.