Проверка на нравственность


Общественная палата готовит закон о социальной рекламе.

Как пишет РБК daily, в России может появиться отдельный закон о социальной рекламе. Подготовку такого проекта намерена инициировать рабочая группа Общественной палаты по совершенствованию законодательства в области рекламы.

Поводом к данной законодательной инициативе стал общественный резонанс, вызванный появившейся в Москве социальной рекламой против табакокурения, поясняют инициаторы закона. Организаторы кампании News Outdoor и группа АДВ разместили на билбордах изображение младенца с затушенной о него сигаретой, а позже на улицах российских городов появились плакаты с перерезанной сигаретой веной на руке. «Психологи и эксперты определили, что эта реклама просто нарушает права ребенка. Реклама с веной пропагандирует насилие и демонстрирует суицидальные намерения», — заявила в беседе с РБК daily член Общественной палаты, вице-президент «Медиасоюза» Елена Зелинская.

Она уверена, что «подобная рекламная кампания не характеризует только создателей самой рекламы, но и дискредитирует рекламную индустрию в целом». По мнению г-жи Зелинской, существующее законодательство не разделяет понятия коммерческой и социальной рекламы. Кроме того, по ее словам, за социальной рекламой нужен общественный контроль. Для этого предполагается создание общественного совета. С подобной идеей чуть ранее уже выступило правительство Москвы, предложившее экспертному совету следить за качеством социальной рекламы на улицах города.

По словам первого вице-президента АКАР, президента РА ­«Аврора» Владимира Филиппова, речь идет о создании отдельного закона о социально значимой информации: «Подобный законопроект обсуждается в Общественной палате уже давно, но в очередной раз эксперты сошлись во мнении, что нужны не поправки в уже существующий законопроект «О рекламе», а отдельный проект. Это очень сложная и ответственная тема». По его мнению, в российском законодательном поле сегодня нет инструментов для регулирования социальной рекламы. «Подобная реклама (с потушенным об младенца окурком. — РБК daily) весьма спорна и требует глубокого психологического исследования, — рассказывает он. — Даже гипотеза о том, что реклама может способствовать суициду, уже должна быть серьезно проанализирована. Ведь мы до конца не знаем, какой эффект принесет эта реклама».

Предполагается, что в новом законе будут прописаны функции и состав контролирующего органа по социальной рекламе, которым станет общественный совет. «Возможно, для этого потребуется и изменить название самого термина — не социальная реклама, а социально значимая информация, — объясняет Владимир Филиппов. — По форме они похожи, но по своей сути и целям очень различны. Коммерческая реклама — это инструмент конкуренции и продвижения товаров, а социальная реклама — это изменение моделей поведения людей в обществе».

Власти имеют полное право размещать ту рекламу, которую считают необходимой, комментирует директор по корпоративным отношениям «Бритиш Американ Тобакко Россия» Александр Лютый. Однако, по его мнению, как и любая другая реклама, социальная должна отвечать здравому смыслу и этическим критериям.

Директор по рекламе РА VIP Name Андрей Кузнецов полагает, что другого способа «зацепить» целевую аудиторию просто не существует. «Иногда нужно переступить этические нормы, чтобы реально воздействовать на людей, — считает он. — Обычная социальная реклама имеет очень низкий коэффициент полезного действия, так как данная аудитория курильщиков уже привыкла к общественным порицаниям и им нужна шоковая терапия».