ФАС посчитала доли телеканалов на рекламном рынке

16.06.2010

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) опубликовала данные о размере доли федеральных телеканалов при размещении рекламы за 2008—2009 годы.

Как пишет РБК daily, данные выстраивались на основе отчетностей телеканалов и информации селлера «Видео Интернешнл» (ВИ). Как и ожидалось, лидером оказался «Первый канал» с долей 23,11%. Участники рынка гадают, каким будет рынок после вступления поправок в закон «О рекламе», согласно которым с 2011 года федеральные каналы не смогут заключать договоры с продавцами рекламы, чья доля в этом сегменте превышает 35%.

В своем официальном сообщении ФАС напомнила, что с 1 января, если договоры будут заключаться с нарушением новых требований, ведомство вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об их расторжении. «Мы провели такую работу, чтобы не дестабилизировать рынок, а, наоборот, за оставшиеся полгода до вступления нормы закона в силу быть готовыми к ее исполнению, — заявил на встрече с представителями телеканалов заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров. «Согласно полученным данным, сегодня в России нет субъекта, который занимает преимущественное положение на рынке или приближается к нему», — комментирует РБК daily начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Николай Карташов. Таким образом, на телерынке сегодня между каналами не существует монополии. Однако до сегодняшнего времени монополия наблюдалась среди продавцов рекламного времени. Немногим более 60% продаж телерекламы в стране контролирует ГК «Видео Интернешнл» (ВИ), около 30% — альянс «Газпром-Медиа» — «Алькасар». «Сейчас на рынке два основных игрока, — размышляет управляющий партнер РА Brandworks Ольга Титова. — Если анализ ФАС не приведет к появлению третьего игрока, то ситуация останется прежней, даже переход одного-двух каналов от одного игрока к другому не окажет сильного влияния». Если же на рынке появится третий игрок и он будет независимым, то ситуация на рынке начнет меняться, полагает г-жа Титова. Она напомнила, что, например, недавно холдинг «СТС Media» объявил о планах по созданию собственной службы продаж.

«Сейлз-хаусы начнут активнее бороться за клиентов на внешнем рынке, чтобы не отдать бюджет конкурентам, — считает глава Brandworks. — Кроме того, им будет уже сложнее перераспределять бюджеты внутри своего пула каналов, соответственно, возрастет внимание именно к продаже инвентаря каждого конкретного канала, а не пулов «Видео Интернешнл» и «Газпром-Медиа», как это происходит сейчас». По ее мнению, от появления третьего игрока выиграют в первую очередь каналы, а во вторую — рекламодатели: «Безусловно, это невыгодно для сейлз-хаусов». Однако Ольга Титова полагает, что аналитические выкладки ФАС по рынку смогут только повлиять на пул каналов «Видео Интернешнл», а вопрос монополии может просто решиться делением селлера на две структуры. Таким образом изменений вообще может не произойти.

ФАС посчитала доли телеканалов на рекламном рынке