Всего в России, сообщила Т.В. Цыбина, насчитывается 68,3 тысячи объектов, в которых продаётся пресса. Из них:
- специализированных точек (категория А) - 30 тыс. (киоски и павильоны прессы) и 2,1 тыс. (магазины и минимаркеты прессы);
- неспециализированных точек (категория В) - 4,5 тыс. объектов, в которых присутствует пресса (сети FMCG и АЗС), а также порядка 27 тысяч – почтовые отделения, торгующие газетами и журналами в розницу;
Татьяна Цыбина, ЗАО «Консалт-Центр»
- специализированных вспомогательных объектов прессы (категория С) – 4,7 тыс. (стенд, лоток, вендинг).
Таким образом, 1 торговый объект прессы приходится в среднем на 2 100 жителей, а 1 киоск на 4 770 человек, сообщили Re-port.ru в пресс-службе "АРПП".
Указанные цифры, подчеркнула Т.В. Цыбина, сильно отличаются от тех, которые рекомендуются в приказе Минкомсвязи от 31.07.2013 г. за №197 о поддержке системы розничного распространения печатной продукции. В этом документе норматив объектов розничной торговли периодикой устанавливается в следующих показателях:
- в крупных городах – 1 киоск на 1500 жителей;
- в городах областного масштаба – 1 киоск на 2 500 жителей;
- в городах и населённых пунктах с численностью менее 50 тыс. населения – 1 киоск на 4000 жителей.
Т.В Цыбина напомнила, что дислокацию киосков согласно приказу предлагается осуществлять в соответствии с рядом условий. В частности, их следует размещать в шаговой доступности для большинства жителей района, равномерно в зоне жилой застройки рядом с ТЦ, рынками, административными зданиями, поликлиниками, культурно-досуговыми центрами, в зонах с высоким пассажиропотоком и т.д.
Минкомсвязи в этом приказе рекомендует установить площадь киоска – до 12 кв.м. и до 50 кв.м. площадь павильона в зависимости от городских условий и спроса населения, а также экономической целесообразности. В ассортименте киоска 60 процентов должна составлять печатная продукция. При этом перечень сопутствующих товаров, как и в настоящее время, утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ. Предусматривается возможность предоставления платных услуг населению, рекламных услуг, установки холодильного оборудования для напитков и мороженного и т.д.
В качестве одной из мер, направленных на поддержку розничных распространителей, можно отнести предлагаемые в приказе Минкомсвязи льготные ставки на аренду киосков прессы:
- для городов-миллионников - не выше 30 руб. за кв. м. в месяц;
- для областных городов – не выше 20 руб. за кв.м. в месяц;
- для городов и населенных пунктов с численностью менее 50 тыс. чел. – не выше 5 руб. за кв. м. в месяц.
В том же позитивном ключе оцениваются и другие предложения Минкомсвязи по аренде киосков:
- приоритет в проводимых конкурсах и аукционах по выделению мест под киоски прессы предоставлять специализированным предприятиям прессы;
- срок аренды – не менее 5 лет с правом автоматической пролонгации;
- предоставление компенсационных равноценных мест в случае досрочного расторжения договора.
С особым интересом был встречен анализ обеспеченности населения торговыми объектами прессы по всей территории России, который представила Т.В. Цыбина.
По городам-миллионникам картина обеспеченности населения торговыми объектами прессы выглядит следующим образом:
Вывод очевиден, заметила Т.В. Цыбина, из 15 городов-миллионников только в Челябинске численность киосковой сети соответствует нормативам Минкомсвязи. Не лучшим образом обстоят дела по данному вопросу и в других крупных городах России.
В целом, если учитывать все торговые точки прессы (а не только киоски), то нормативу 1 объект на 1500 человек соответствуют еще 4 города - Иркутск, Владивосток, Сочи, Братск.
Рекомендуемый норматив для областных городов не выполняется ни в одном городе. Средний показатель обеспеченности киосками – 3800 жителей на 1 киоск, 2800 жителей – на 1 торговую точку прессы.
Наилучшая ситуация с киосками прессы сложилась в малых городах России. В 80% соблюдается рекомендуемый норматив 1 киоск на 4000 жителей. В среднем обеспеченность малых городов РФ находится на уровне 1 киоск на 3200 жителей.
В заключение Т.В. Цыбина констатировала, что разработанные Минкомсвязи рекомендации базировались на мировой практике размещения объектов, реализующих периодику, на необходимости предоставить благоприятные условия для беспрепятственного доступа россиян к печатным средствам информации. Как видно из приведённого анализа в нашей стране на сегодняшний день отсутствует требуемое количество киосков прессы. В связи с этим, подчеркнула Т.В. Цыбина, взятая на вооружение повсеместно порочная практика ликвидации розничных сетей по продаже газет и журналов может привести к значительному сужению информационного пространства, что противоречит интересам страны.