Подписка на газеты и журналы на второе полугодие 2013 года: победы и поражения


ФГУП «Почта России» и федеральные подписные агентства подводят итоги подписной кампании на второе полугодие 2013 года. Об окончательных результатах можно будет вести речь в конце июля.

Подписка на газеты и журналы на второе полугодие 2013 года: победы и поражения

По предварительным оценкам экспертов, можно ожидать снижения подписных тиражей примерно на 3% при сохранении относительной стабильности оборота рынка подписки (по отношению к соответствующему периоду прошлого года).

У целого ряда издателей наблюдается падение подписных тиражей. С другой стороны, у большой группы издателей отмечается их уверенный рост, сообщили Re-port.ru в пресс-службе "АРПП".

Подписная кампания на второе полугодие 2013 года стала первой кампанией, проходившей в условиях отмены моратория на повышение почтовых тарифов на доставку подписных изданий. Для издателей это стало непростым испытанием.

Характерный признак прошедшей подписной кампании – относительное снижение темпов падения тиражей у крупных издательских домов. Эксперты рынка подписки признают, что достижение большого тиража – лишь половина успеха. Вторая, часто более важная его половина - удержание интереса подписчиков к своей продукции. То, что крупным издательским брендам удалось сделать это успешнее, чем год назад, говорит о возникновении положительной тенденции. Не исключено, что вслед за Европой и Северной Америкой в России начинается возрождение интереса к печатной прессе.

Традиционно второе подписное полугодие менее успешно, чем первое. Например, дорогие издания чаще выписывают в первом полугодии. У издателей, предоставляющих своим читателям возможность подписки по годовым индексам, рост тиражей в первом полугодии также компенсируется относительными потерями во втором.

Интересы подписчиков не претерпели за прошедший год существенных изменений. По-прежнему лидирующие позиции занимают «издания полезных советов». Но есть примеры успешного роста тиражей и в других тематических категориях.

В ряде тематических сегментов по отдельным каталогам наблюдается падение подписных тиражей, а именно: «Кулинария», «Сад. Огород. Приусадебное хозяйство», «Детские и молодежные издания», «Просвещение. Образование. Педагогика», «Рукоделие. Сделай сам. Техническое творчество», «Издания для мужчин», «История. Общество. Политика», «Мода. Стиль. Дизайн», «Бизнес. Предпринимательство. Менеджмент», «Законодательство и право. Юридические науки», «Кроссворды. Сканворды», «Искусство. Культура. Эстетика», «Бухгалтерский учет. Налогообложение», «Компьютеры. Информатика. Программные продукты. Радиоэлектроника».

Однако, наряду с большой группой изданий, у которых в этом полугодии подписные тиражи сократились, у значительного числа газет и журналов они выросли.

Так, «абсолютными чемпионами» по Каталогу Агентства «Роспечать» стали издания издательского дома «Красная Звезда»: «Воин России» (прирост на 166,5% относительно результатов подписной кампании на второе полугодие 2012 года), «Ориентир» (149,2%), «Военно-медицинский журнал» (114,2%) и «Зарубежное военное обозрение» (54,4%). Хорошие результаты также у ведомственной газеты РЖД «Октябрьская магистраль» (рост на 65,4%) и у изданий МЧС: «Основы безопасности жизнедеятельности» (63,7%), «Гражданская защита» (47,1%) и «Пожарное дело» (38,3%).  

Аналогичные результаты по версии «Агентства подписки и розницы» (АПР), которое организует подписку в рамках Объединенного каталога «Пресса России»: у изданий «Пенсионеры Подмосковья» (рост на 86,4 %), «Московский Комсомолец + ТВ программа» (35,3%) и газеты «Пионерская правда» (29,1%).

Чемпионом среди центральных изданий по Каталогу российской прессы «Почта России», выпускаемому «Межрегиональным агентством подписки», стало издание «Овощеводство» (рост тиража в 13 раз). Более чем в 7 раз вырос тираж журнала «Судья». Хороший результат у журнала «Вестник гражданского процесса» (рост в 7 раз). Среди детских и юношеских изданий лучшие показатели - у журнала «Библиотека школьника и студента» (рост тиража более чем в 3 раза). Ряд изданий продемонстрировал относительную стабильность при значительных подписных тиражах. Среди них – журнал «Вестник ЗОЖ», занимающий лидирующие позиции на рынке изданий «полезных советов», и издание «Российская газета».

Интересную динамику показали в прошедшую подписную кампанию региональные печатные СМИ. По Каталогу российской прессы «Почта России» абсолютными региональными рекордсменами стали провинциальные выпуски газеты «Справедливая Россия», тиражи которых выросли более чем в 78 раз. Беспрецедентные темпы роста по указанному каталогу также у издания «Кузбасс спортивный» (рост в 52 раза) и у архангельской газеты «Правда Севера» (рост в 46 раз). Как правило, причиной такого «тиражного взрыва» становится снижение подписной цены.

Общая тенденция к снижению тиражей отразилась на результатах региональных Управлений федеральной почтовой связи (УФПС). Большинство лидеров показали рост подписных тиражей или незначительное их снижение. Рекордсменом «подписной гонки» стал УФПС Республики Адыгея, добившийся по Каталогу агентства «Роспечать» роста тиража на 2,3% относительно подписки 2012-2. Среди остальных рекордсменов по этому каталогу – Республика Северная Осетия-Алания, Сахалинская, Новгородская и Московская области.

По версии АПР, лучшие результаты показали УФПС г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Волгоградской области, Республики Адыгея, Ростовской и Астраханской областей.

По Каталогу российской прессы «Почта России» роста тиражей удалось добиться УФПС Республики Ингушетия, Брянской, Архангельской, Новгородской и Ульяновской областей.  

Результаты подписки 2013-2 внушают определенный оптимизм. Несмотря на снижение подписных тиражей, оборот рынка подписки остается стабильным. Но с учетом повышения стоимости почтовой доставки в среднем на 15% это означает фактическое уменьшение оборота примерно на 8-10%. Кроме того, ни одна из «традиционных» проблем почтовой подписки по-прежнему не решена. Государство пока не готово выделить деньги на модернизацию почтовой инфраструктуры, количество отделений связи в регионах продолжает сокращаться. В этих условиях многое на рынке подписки зависит от позиции государства и ФГУП «Почта России», а также региональных властей, имеющих собственные бюджетные возможности для поддержки института подписки.


2324
Re-port.ru
Re-port.ru
+1625.1
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :