Банки. «BGS Research» совместно с «УралПолит.Ru» продолжает проект «Общественный индикатор»


Потребительский сектор отечественной экономики развивается семимильными шагами. Но параллельно возникают определенные вопросы и проблемы. МА «BGS Research» совместно с Экспертным каналом «УралПолит.Ru» продолжает проект «Общественный индикатор».

По данным Межрегионального долгового центра, 7% неплательщиков по кредитам – так называемые обманутые или, вернее, обманувшиеся заемщики. Финансовая безграмотность россиян на сегодняшний день только на руку банкирам. К сожалению, практика замалчивания всех условий кредитного соглашения до сих пор позволяет банкам укрывать реальный размер выплат.

По сравнению с весной, во второй половине 2006 года отмечено увеличение доли пользователей текущими рублевыми счетами (с 35% до 38% взрослого населения) и нецелевыми кредитами (с 3,5% до 7,5%, особенно в средних и крупных городах – от 100 до 500 тыс. жителей).

В сфере сберегательного поведения населения в 2006 году заметных открытий или чудес не произошло, но определенные подвижки по сравнению с 2005 годом были. В 2006 году на инвестиционное поведение населения повлияли два основных фактора - рост доходов россиян и потребительский бум. Рост доходов стимулировал население на большее удовлетворение своих потребностей - 2006 год проходил под знаком потребительского бума, а значит, и кредитования. В связи с этим доля россиян, у которых ежемесячно остаются свободные средства после всех расходов, уменьшилась по сравнению с 2005 годом почти на треть - с 65% до 40%.

В частности, еще в октябре месяце 2005 у 62% екатеринбуржцев, по их признанию, «не было сбережений», а 7% участников опроса показывали, что кладут деньги в банк*. В то время, как к февралю 2007 года доля тех, кому «нечего хранить» возросла уже до 66,33%**.

20,77 КБ

*Исследование проведено в период с 16 по 20 октября 2005г. Объем выборки – 300 человек.

18,79 КБ
** Исследование проведено в период с 8 по 12 февраля 2007г. Объем выборки – 300 человек.

Как показывают исследования, степень доверия россиян к отечественной финансовой системе находится в прямой зависимости от уровня их доходов. Самые недоверчивые оказались в нижней доходной группе («нет, не верю» – заявили 71,4 %). С ростом дохода число тех, кто доверяет финансовой системе в долгосрочной перспективе, заметно растет, и в самой высокой доходной группе составляет 59,2 %. Это связано с тем, что представители верхних имущественных групп гораздо чаще принимают решения об инвестировании и накоплении, и в связи с этим обладают несравнимо большим объемом информации о реальном состоянии финансовой системы.

Очевидно, именно это влияет и на предложения банков. На сегодняшний день большинство кредитных продуктов банков, работающих на розничном рынке, нацелено на группу потребителей с ежемесячным доходом свыше 2 тыс. долларов на семью. На долю этой группы приходится 5 процентов потребителей. Наиболее перспективным сегментом для развития этого направления, в том числе по выпуску кредитных карт, рассматриваются семьи с доходом от 1-2 тыс. долл. в месяц (6 процентов россиян) и от 400 долл. до 1 тыс долл в месяц (30 процентов).

Как показывают опросы, при выборе банковских продуктов и услуг россияне в большей степени опираются на мнение и советы своих родственников, друзей и знакомых. Доля этого канала информации увеличилась в течение 2006 года с 31% до 35%. Несмотря на высокую замеченность телевизионной рекламы, доля респондентов, заявляющих о влиянии телерекламы на выбор банка, сократилась с 27% (ноябрь 2005 г.) до 20%. Заметна тенденция увеличения влияния персонала банка на выбор услуги/продукта (с 11% в 2005 г. до 16% во 2-м полугодии 2006 г.). Советы банковских работников являются третьим по значимости источником информации.

19,39 КБ

По данным исследований, треть опрошенных (30%), бравших когда-либо кредит, ответили, что последний раз кредит им предоставлял Сбербанк, 25% указывают на "Русский стандарт". Остальные банки идут по популярности со значительным отрывом: ХКФ-банк - 5%, Росбанк - 3%, Внешторгбанк и Райффайзенбанк - по 2%, другие банки - не более 1%. Также выяснилось, что чем старше опрошенные, тем чаще они отмечают в качестве последнего кредитора Сбербанк (от 16% в группе 18-24 лет до 48% в группе от 60 лет и старше) и тем реже - "Русский стандарт" (от 33% до 8% соответственно). Возрастной фактор тоже имеет значение: люди старшего возраста выросли при Сбербанке и продолжают помнить его и доверять ему.

Население предпочитает брать кредиты в Сбербанке и "Русском стандарте". Но популярность банков не всегда идет им на пользу: число клиентов, недовольных условиями банков, растет вместе с их популярностью. Среди банков, в которые респонденты обращались за кредитом, но условия предоставления ссуды их не устроили, лидируют также Сбербанк и "Русский стандарт" (по 7% недовольных). С одной стороны, это прямое следствие частоты обращений – уровень недовольства объясняется объемами клиентского бизнеса этих банков. В целом же, чаще всего претензии к банкам клиенты высказывают относительно высоких процентных ставок по кредитам, необходимости сбора большого количества документов - своих и поручителей, а также несовпадения рекламируемых ставок с реальными. «Какие бы ни были условия, всегда найдутся недовольные - это особенность любого розничного бизнеса» - так во всяком случае предпочитают считать банкиры.

Но не все так плохо в Датском королевстве - сегодня наметились множественные тенденции на ориентированность в первую очередь на потребителей. Многие торговые точки начинают снижать количество офисов банков, работающих в их помещениях. Если раньше банк мог открыть офис в магазине, где уже присутствует 5-6 офисов других банков, то сейчас их число снизилось до 2-3, а в некоторых случаях и до одного. Таким образом, обостряется конкуренция между банками, что вынудит их в конечном итоге снижать цены в борьбе за клиентов и искать новые способы для зарабатывания средств. Сейчас банки стараются не просто предложить какой-то кредитный продукт для потребителя, а создать линейку продуктов, которая позволит удержать клиента и в будущем.

Не оставляют без внимания интересы потребителей и правительственные органы. В настоящий момент готовятся поправки в законопроект, заставляющие банки сообщать заемщикам истинные размеры выплат по кредитам. Сейчас высчитать, во сколько обойдется кредит, весьма непросто: как правило, банки указывают лишь основную процентную ставку, о других же платежах «забывают». И подписавший договор потребитель вдруг узнает, что с него причитается, например, еще и за обслуживание ссудного счета. Согласно законопроекту продавец должен будет указывать «размер кредита, предполагаемую дату его предоставления, срок возврата, полную сумму, подлежащую выплате, и график погашения этой суммы».

Сегодня экономисты заверяют нас, что доходы потребителей к 2008 году удвоятся по сравнению с настоящим временем, а это хороший показатель для кредитования. Таким образом, нам предстоит светлое будущее в кредит. Никто не берется прогнозировать, как скоро мы догоним и перегоним Америку по уровню потребления товаров на душу населения, однако рост наших доходов и, соответственно, возможностей для заимствований уже предсказан.
Одной строкой:

? На 52% выросли кредиты населению за 10 месяцев 2006г.
? Банковскими кредитами воспользовалось чуть больше 10% взрослого населения России.
? С начала 2004 г. по ноябрь 2006 г. сумма всех кредитов физлицам выросла в 6 раз, а просроченных - в 14,5 раза.
? По данным ROMIR Monitoring Каждый пятый россиянин (21%) уверен в том, что вклады в российских банках являются надежным средством сбережения денег.
? Пребывая дома, около 51% россиян хранит сбережения без специальных мер защиты. Прибегают к ним 49%.
? Наиболее популярным среди россиян способом хранения сбережений оказался ящик стола или комода. Там находятся деньги 26% респондентов. В одежде свои сбережения оставляют 25%, в книге - 20%, на антресолях - 10%, под матрацем - 7%, на кухне среди припасов - 6%, под половицей – 3%.
? Российские женщины чаще, чем мужчины, прячут сбережения в одежде и книгах. Мужчины же предпочитают туалет или холодильник.
? Путешествуя за границей, половина соотечественников беспокоилась за сохранность своих денег. При поездках по России этот показатель выше - 70% боятся за перевозимые деньги.

Елена Лучанская, аналитик МА «BGS research»
ИСТОЧНИКИ:
www.bgsresearch.ru
www.wciom.ru
www.454000.ru
news.account.spb.ru
advertology.ru
www.prosto-credit.ru
www.ibk.ru



2270
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :