Настроение экономики


Расчет индекса потребительских настроений показал, что потребительское настроение омичей стабильное, без резких скачков в сторону уменьшения или всплеска потребления. О том, какие еще выводы позволяют сделать исследования компании «Делфи», рассказала ее директор Евгения Климанова в передаче «Новости деловой среды».

-Евгения, каков на сегодняшний день индекс потребительских настроений?

-Осенью этого года компания «Делфи» провела исследования, результатом которого стал расчет индекса потребительских настроений. Мы выяснили, что индекс потребительских настроений омичей стабильный, по сравнению с весной практически не изменился. Более того, если сравнивать наш результат с общероссийскими данными, то омичи оптимистичны и полны веры в то, что экономическая ситуация в стране стабилизируется, а их материальное положение улучшится.

-На основании чего сделан такой вывод?

-Индекс потребительских настроений рассчитывается в пунктах от 0 до 200. Нулевая отметка говорит о потребительской депрессии, плохом настроении, отсутствии желания потреблять, что в действительности означает крах экономики. Показатель 200 пунктов - самый высокий показатель - свидетельствует о готовности потреблять, приобретать товары длительного пользования, об уверенности в 'завтрашнем дне. Средний показатель в сто пунктов является неким балансом оптимизма и пессимизма и говорит о выжидательной позиции потребителя.

Индекс потребительских настроений омичей осенью составил 99 пунктов. В апреле он был равен 101. В сравнении с весной изменения очень незначительные. В России индекс потребительских настроений составляет 75 пунктов. Омичи оценивают изменения в экономической ситуации в стране за 12 месяцев на 65 пунктов - это не очень хороший показатель, однако, по России он еще меньше - 58 пунктов. То есть, омичи дают оценку экономической ситуации более высокую, чем россияне в целом.

Индекс уверенности омичей в завтрашнем дне в том, что они будут заняты в течение ближайшего полугодия, и их доходы останутся на прежнем уровне, составляет 110 пунктов.

В то же время, индекс ожиданий изменений своего материального положения и экономической ситуации в стране в течение полугода у омичей равен 108 и 110 соответственно. Значит, люди не очень хорошо оценивают свое материальное положение, но они уверены, что все стабилизируется, и соответственно, доходы их вырастут.
-Насколько этот расчет является достоверным?

-Индекс потребительских настроений рассчитывается методом опроса населения. Он тем и ценен, что при его расчете используются частные мнения потребителей относительно динамики своих доходов, развития экономической ситуации в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Этот показатель является макроэкономическим индикатором, указывающим направление, в котором будет двигаться рынок.

-Этот показатель рассчитывается только в России?

-Индекс потребительских настроений рассчитывается в мире с середины 50-х годов. Первыми начали рассчи¬тывать этот показатель Соединенные Штаты. В настоящее время ИПН рассчитывается более чем в 40 странах. Этим инструментом активно пользуются фондовые рынки и предприниматели, т.к. для них важно желание потребителя тратить деньги. Вообще это показатель становится особенно востребованным в период кризиса. Когда все хорошо, о нем забывают.

Индекс доказал свою жизнеспособность в 1978 году, во время биржевого кризиса в США. Экономисты предрекали крах экономике, но ИПН оставался неизменным. В конечном счете, потребители оказались правы - никаких серьезных потрясений не произошло. В 1998 году ни один экономический показатель не предвещал дефолта в России, при этом ИПН уже за полгода до дефолта начал падать. Так что я рекомендовала бы бизнесменам серьезно относиться к индексу потребительских настроений.

В России индекс начал рассчитываться с 1993 года. Надо отметить, что отметку 100 пунктов Россия перешагнула лишь в 2006 году.

-Респонденты, в большинстве своем, ориентируются не на достоверную информацию, а на личные предпочтения. Является ли ценной подобная информация?

--Индекс потребительских настроений тем и ценен. Есть такое понятие как адаптивное ожидание. Потребители высказывают свое мнение, исходя из полученной информации извне. Не один раз проводились эксперименты, в ходе которых одни и те же вопросы задавались простым потребителям и экспертам в области экономики. Каждый из потребителей ошибался, но средний показатель был близок к ответам экономистов. Таким образом, срабатывает закон больших чисел.

-С какой периодичностью проводятся подобные исследования?

-Мы приняли решение проводить такое исследование ежеквартально. Но я не думаю, что результаты следующих исследований будут сильно отличаться от предыдущих. Безусловно, будет поправка на сезонность: в предновогодние дни люди больше потребляют. Но предпосылок для каких-то скачков нет. Все достаточно стабильно.



837
delfi2000
+265.5
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :