Подписка 2010-2: возможна ли стабильность?


В конце июля будут подведены окончательные итоги подписки на печатную прессу на второе полугодие 2010 года.

По мнению экспертов, ее результаты подтвердят тенденцию, сложившуюся на рынке распространения за последние 2-3 года. Цены подписных изданий растут, но не очень сильно, относительно общего уровня инфляции. Тиражи снижаются, но незначительно. Рынок «сжимается», но резких изменений на нем в ближайшее время не предвидится. Иллюзия стабильности затрудняет мобилизацию усилий издателей для развития рынка. И это самый большой минус в сложившейся ситуации. Происходит «ползучая стагнация» рынка, не способная, однако, побудить его игроков к активным действиям по исправлению ситуации.

Следствием относительной стабильности рынка является неизменность списка лидеров и аутсайдеров подписки. В числе «абсолютных чемпионов», показавших хороший прирост при значительном объеме подписных сборов и тиражей, Республика Саха (Якутия) (прирост тиражей на 29% относительно подписки на второе полугодие 2009 года), Иркутская область – 24,9%, Республика Башкортостан (21,1%), Свердловская область (11,7%), Оренбургская область (10,9%) и Краснодарский край (9,8%).

Среди регионов с относительно небольшими суммарными подписными тиражами и сборами происходит постоянное соперничество. На этот раз, вперед вырвалась Воронежская область (прирост тиража 240%). С отрывом следуют за ней Томская область (145%), Тамбовская область (110%), Пензенская область (99%) и Республика Северная Осетия-Алания (98%).

Среди изданий-чемпионов по тиражам первые места занимают высокотиражные газеты и журналы, рассказывающие своим читателям о правилах здорового образа жизни и дающие им полезные советы обо всем на свете. Абсолютный лидер среди таких изданий – газета «1000 советов», сумевшая, при годовом подписном тираже, достигшем 1 400 тыс. экземпляров, вырасти на 51,6%. Среди чемпионов-тиражных «тяжеловесов» издания «Непоседа» (141,5%), «Моя прекрасная дача» (70,8%), «Скатерть-самобранка» (20,5%) и «Сам себе лекарь» (7,1%). Исключительного результата смогли добиться менее тиражные «Казачьи советы» (621,3%), «Красный перец» (447,1%), «Садоводам и огородникам» (384,5%), еженедельник «Парламентская газета» (318%), «Женская роман-газета» (127,3%), «Аппетитно и вкусно» (124,9%) и «Чудеса и приключения (116,1%).

Немного отстали от них журнал «Директор школы» (67,4%), журнал «Библиотечка газеты «Толока. Усадьба» (56,2%), газета «Тёщин язык» (36,5%), «100 советов юристов» (35,9%), «Стряпуха» (33,4%).

Несмотря на рост тиражей отдельных изданий, на рынке подписки продолжается стагнация. Отличительной особенностью последних 15 лет было появлению на рынке множества новых изданий, отнимающих читательскую аудиторию у старых издательских брендов. Некоторые из этих изданий смогли состояться и добиться значимых тиражей. Но у большинства так и не получилось добиться рентабельности. Экономический кризис лишь усугубил ситуацию. Потери аутсайдеров не обернулись заметными приобретениями у лидеров. Примеры успешного роста тиражей – исключения из правил.

Особенно тяжело приходится сегодня научно-популярным специализированным изданиям и вузовской периодике.

Предварительные результаты подписной кампании, проанализированные экспертами АРПП на основе данных подписных агентств, позволяют сформулировать диагноз: развитие рынка подписки возможно лишь за счет объединенных усилий издателей, распространителей и государства. Долговременное развитие ситуации по сегодняшнему сценарию будет означать, что количественные потери тиражей рано или поздно приведут к качественному уменьшению востребованности подписных услуг у жителей России.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке