Рейтинг качества локализации сайтов крупнейших российских компаний


Бюро переводов «Окей» и консалтинговая компания Amicus Transtec при информационной поддержке журнала о переводе «Мозгорилла» подготовили рейтинг 10 крупнейших компаний России по качеству локализации сайта для англоязычной аудитории. До сих пор подобных рейтингов в России не проводилось.

1. Значимость рейтинга

Бюро переводов «Окей» и консалтинговая компания Amicus Transtec при информационной поддержке журнала о переводе «Мозгорилла» подготовили рейтинг 10 крупнейших компаний России по качеству локализации сайта для англоязычной аудитории. До сих пор подобных рейтингов в России не проводилось.

Главной задачей рейтинга было определить, какие из самых влиятельных российских корпораций лучше заботятся о своём международном имидже.

Для публичной компании сайт – один из главных источников информации для потенциальных и существующих инвесторов. Если корпорация представляет Россию на международных рынках, особенно важным становится версия сайта на английском языке, ведь это самый используемый язык в сети (почти 27% аудитории, 565 млн. чел.), а на русском говорит только 3% пользователей Интернета.

Хорошее качество английского текста – это уважение к языку и культуре читателя – потенциального клиента или инвестора, то есть первый шаг к успешному партнёрству. Зато «неуклюжий» текст может вызвать раздражение и недоверие, а в результате – повредить имиджу компании и отрицательно повлиять на её финансовые показатели. Рейтинг показывает, что не все компании-мультимиллиардеры относятся к этому всерьёз.

2. Результаты анализа веб-сайтов

С таблицей результатов вы можете ознакомиться в прикрепленном к данному сообщению файлу.

В рейтинге можно выделить явного лидера – это англоязычный сайт компании «РЖД» – и аутсайдеров (сайты «Суругутнефтегаз», «ТНК-BP Холдинг», «Татнефть»). Интересно, что исследование не выявило зависимости между чистой прибылью компании и качеством её англоязычного сайта (см. рейтинг).

Интересный факт

Ещё в 2005 году исследование Еврокомиссии выявило, что средняя упущенная выгода одной европейской компании из-за проблем с языком превышает 100 000 евро в год.

3. Методика исследования

Для составления рейтинга бюро переводов «Окей» пришлось с нуля разработать методику, поскольку общепринятых инструментов оценки качества текста не существовало.

Для изучения эксперты отобрали общие элементы интерфейса (пункты меню), общие сведения о компании (включая миссию и стратегию) и часть сведений для инвесторов (основные финансовые показатели, состав акционеров, дивиденды). Эта информация была представлена на всех проанализированных сайтах. В отдельных случаях текст извлекается из выложенных на сайте презентаций и отчётов, поскольку он отсутствовал непосредственно в коде страниц.

Оценка материалов проводилась в 3 этапа: сначала работали русские переводчики с опытом перевода текстов финансовой тематики в паре русский-английский не менее 5 лет, затем – английские эксперты с высшим образованием и опытом написания (или редактирования) текстов в области финансов не менее 5 лет, а на завершающем этапе– специалисты консалтинговой компании Amicus Transtec, Великобритания.

Английский текст оценивался по двум основным параметрам: фактическая верность (противоречия с русской версией, невнятное изложение и т.п.) и язык (грамматические, орфографические и стилистические ошибки). Каждая найденная ошибка регистрировалась и классифицировалась. Для расчета итоговых оценок фактической верности был придан больший относительный вес.

4. Комментарии экспертов

Doug Lawrence, консультант по управлению информацией, маркетингу на международном рынке и управлению качеством (Amicus Transtec, Великобритания, http://www.amicus-transtec.com), аналитик компании Common Sense Advisory, делегат Британского института стандартов в техническом комитете 37 ISO – анализ текстов с точки зрения целевого англоязычного пользователя.

Эксперты проявили глубокое понимание английского текста и подробно прокомментировали рейтинг – я согласен со всеми замечаниями. Основная мысль, которую я хотел бы донести до читателей – владельцы всех оцениваемых сайтов (как и большинства других веб-сайтов) не считают важным заниматься SEO-оптимизацией или воспользоваться услугами профессиональных копирайтеров для создания англоязычной версии.

Демид Тишин, генеральный директор бюро переводов «Окей» (www.allcorrect.ru), участник рабочей группы ISO, занимающейся разработкой стандартов в области перевода – методика оценки, общее руководство проектом.

Рейтинг показывает, что большинство крупнейших корпораций России не уделяет должного внимания своему позиционированию на международном рынке. Думаю, проблема не связана с размером бюджета на PR или беспечностью руководителей – просто в большинстве компаний нет ни системной языковой политики, ни экспертов, которые могут беспристрастно оценить качество текстов.

Безусловное лидерство англоязычного сайта «РЖД» явилось для меня полной неожиданностью. Я предполагал, что лучше всего о международном имидже заботятся частные компании, т.к. традиционно они более эффективны.


1062
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :