А.Я. Листевник: «будущее СМИ – гибрид-паблишинг»


На заседании круглого стола по теме «Распространение прессы в России и за рубежом: проблемы и тенденции», которое АРПП провела в рамках программы IX ежегодного профессионального форума «Publishing Expo 2013», с большим интересам был встречен доклад генерального директора ООО «ПМБЛ» А.Я. Листевника.

А.Я. Листевник: «будущее СМИ – гибрид-паблишинг»
В начале содержательного выступления А.Я. Листевник охарактеризовал распространение прессы как посредничество между издателями, покупателями и читателями, которое по сути своей является специфической формой оптовой и розничной торговли, обусловленной спецификой издательской продукции, и призванное обеспечивать конституционное права на свободу мнения и информации для всех граждан.

Арнд-Фолкер Листевник, ООО «ПМБЛ» Publishing ManagementК распространителям прессы он отнёс дистрибуторов, оптовиков, предприятия розничной торговли и физические лица, распространяющие прессу. Все они ориентированы на прибыль, которая должна быть достижима и соразмерна.

С точки зрения издателя, заметил А.Я. Листевник, российская система распространения развита слабо. В стране отсутствуют компании-дистрибуторы, работающие эффективно и с минимальными затратами. Негативное влияние на рынок оказывают трудности с платежами поставщикам, отсутствие консолидации рынка, современных технологий и единой транспортной логистики в регионы. Наценки на каждом этапе ведут к слишком высоким ценам. Дистрибуторы работают по принципу – только повышение цен без оптимизации расходов. В связи с этим снижаются продаваемые тиражи.

По мнению издателя, оптимальная система дистрибуции должна базироваться, по словам А.Я. Листевника, на двухуровневой системе дистрибуции. При этом издатель поставляет свою продукцию оптовику за свой счёт напрямую через централизованный логистический центр. Оптовик доставляет полученную от издателей по одинаковой цене продукцию во все розничные форматы в своём регионе, включая супермаркеты. В этой схеме исключаются все посредники и связанные с ними расходы и наценки.

Дистрибуция прессы в России, продолжил А.Я. Листевник, берёт начало с 90-х годов прошлого века, когда на развалинах всесоюзной сети киосков стала формироваться новая система распространения прессы. Произошёл стремительный рост количества наименований в рознице – от несколько единиц до более 1000 газет и журналов на торговой точке. Начинается период насыщения рынка, что ведёт к вытеснению одного товара конкурирующим товаром. В целом, как отметил докладчик, розничный сектор развивается в сторону европейского образца с доминированием супермаркетов.

За период с 2009 года по 2012 год численность киосков прессы уменьшилась с 42 тысяч до 31 тысячи, при этом тиражи печатных СМИ сократились с 8,6 млрд. экземпляров до 2,8 млрд. экземпляров. За эти же годы доля супермаркетов по обороту почти утроилась. Молодёжь привыкла приобретать периодику в магазинах самообслуживания. Так, 42,4% молодых людей в возрасте 20-30 лет покупают в них прессу, тогда как доля пожилых (старше 60 лет) составляет только 11,5%.

Всё же у киосков имеется перспектива остаться на рынке. Для этого необходимо установить киоск в проходимом, удобном для покупателей месте, обеспечить возможность войти в него, самостоятельно (как в супермаркетах) выбрать необходимую газету или журнал. Многое зависит от мотивированности киоскёра, приемлемых цен, большого ассортимента.

Особенности европейского опыта распространения газет и журналов докладчик продемонстрировал на примере Германии. В этой стране 65 оптовиков прессы поставляют продукцию в 118 тысяч торговых точек. Ассортимент - 2 тыс. международных изданий и 4 тыс. немецких. 503 торговые точки расположены на территории транспортных узлов (вокзалы и аэропорты). 14 % рынка розничных продаж приходится на 37 компаний. Прямая поставка продукции от издателя дистрибутору.

На германском рынке реализации периодики наблюдается увеличение скорости продаж и падение оборота, увеличивается число слияний на рынке оптового распространения - уменьшение количества оптовиков, сокращение количества торговых точек, изменение структуры розничного распространения (сокращение количества специализированных торговых точек), рост спроса в супермаркетах.

По оценке А.Я. Листевника, системы распространения прессы в России и Германии имеют некоторое сходство. В обеих странах покупатель несёт, в конечном счёте, все расходы, которые закладываются в цену. Риск по распространению ложится в основном на издательства, они выкупают всю непроданную продукцию. Все компании вынуждены реагировать на снижающиеся обороты продаж.

Вместе с тем, германская модель отличается от российской тем, что там отсутствует свободная конкуренция. Цены на продукцию устанавливаются издательствами и указываются на обложке. Они обязательны для всех точек продаж. За оптовиком закреплен конкретный регион. Оптовик получает от издателя скидку с розничной цены в размере около 15%. Отсутствуют ретро-бонусы. Оптовик обязан распространять все издания всех издательств.

Российская система распространения отличается от германской наличием свободной конкуренции без закрепления за оптовиками регионов обслуживания. Цены для покупателей устанавливаются распространителями, издательства могут лишь давать свои рекомендации, поэтому цена не указывается на обложке. Вознаграждение рассчитывается путем наценки, расходы зачастую покрываются наценкой. Дистрибуторы определяют ассортимент самостоятельно.

Сравнивая существующие в западноевропейских и восточноевропейских странах модели, можно говорить о том, заметил докладчик, что в принципе все они схожи с немецкой моделью. Основное различие в количестве оптовиков, обслуживающих всю территорию страны. Например, в Чехии их – 2, во Франции – 1, в Польше – 2 крупных и несколько мелких. В отношениях между издательствами и распространителями действуют те же принципы. Имеется также различное соотношение количества издательств и количества оптовиков.

В заключении А.Я. Листевник представил, свои тезисы развития отрасли печатных СМИ:

1. Издательства и распространители прессы во всем мире борются с уменьшающимися товарооборотами. Часть читателей переходит на цифровые технологии. Печатные СМИ и цифровые технологии будут сосуществовать, вопрос только - в какой пропорции.

2. Задача издателей сохранять печатные СМИ, развивая новые качественные продукты, а также создать формы гибрид-паблишинга (печать и Интернет в новом виде).

3. Для развития рынка поступление новых продуктов имеет решающее значение. Представление, что имеющихся изданий достаточно и новые не нужны – ошибочно и ведёт к стагнации.

4. Задача распространителей, реагировать на изменённые условия рынка. Это означает в первую очередь увеличение эффективности фирм, концентрация на продажах и улучшение сервиса для поставщиков и покупателей.

5. Рынок требует более эффективную систему дистрибуции. Стабилизация рынка возможна только, если достигнуто соглашение между дистрибуторами о принципах стабилизации рынка и принципах работы с розницей.

6. Усиленная концентрация по европейскому образцу приведёт к консолидации рынка. Участники рынка, которые пойдут по этому пути, станут сильнее и эффективнее.

Выступление А.Я. Листевника было встречено с большим интересом и вызвало оживлённую дискуссию.



1832
Re-port.ru
Re-port.ru
+1625.1
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :