Подводные камни в обучении на MBA


В последние годы в России стало модно получать МВА. Идея подобного рода обучения пришла к нам с запада. Как любое другое явление МВА имеет как свои несомненные плюсы, так и некоторые минусы.

Расшифровывается аббревиатура МВА, как Master of Business Administration – магистр делового администрирования. В Российской Федерации существует множество разнообразных учебных заведений, освоивших преподавание в формате МВА. Следует заметить, что как любое другое явление МВА имеет как свои несомненные плюсы, так и некоторые минусы.

Существует много доводов «за» и «против» обучения на программах МВА. С одной стороны, это высокие и самое главное — общепризнанные стандарты, позволяющие выпускникам надеяться на получение работы в любой точке мира, а работодателям доверять качеству, полученных дипломов. С другой стороны, все чаще слышаться упреки в излишней формализованности этой системы обучения, оторванности ее от реалий текущих событий в бизнес сообществе, избыточной академичности подходов. Ряд критиков, таких например, как Том Петерс считают получение степени МВА даже вредной для будущего развития топ – менеджера.

Интересное продолжение этой дискуссии можно найти на страницах The Economist. Так, в своей авторской колонке, специалист по дистанционному обучению Мохаммед Монсур (Mohamed Mansour) рассуждает о некоторых нюансах групповой работы вообще, и на программах МВА в частности.

Господин Монсур считает, что групповые занятия являются очень полезными для слушателей, потому что позволяют создать среду, состоящую из людей самых разных профессий, культур, точек зрения. Кроме того, групповые занятия моделируют обстановку офиса, что делает ее максимально приближенной к «боевой». Но групповая работа имеет и ряд существенных недостатков. К ним можно отнести проблему «безбилетника». В данном случае, речь идет о том, что человек не участвующий в общем процессе пользуется результатами, достигнутыми группой. Однако хуже то, что такой участник демотивирует своих коллег по группе. Среди прочих проблем группового взаимодействия можно назвать: периодически возникающие сложности межличностных отношений, затруднения с согласованием расписания из-за загруженного рабочего графика. В дистанционном обучении к этому прибавляются невозможность личной встречи слушателей, и зачастую возникает ситуация, когда участников группы разделяет несколько часовых поясов.

В тоже время, если считать, что основной задачей обучения на программе МВА является подготовка лидеров, способных противостоять сложностям и неопределенностям внешней и внутренней среды фирмы, то в этом смысле, все вышеназванное можно рассматривать как полезное дополнение к теоретическим знаниям, получаемым в библиотеках и за монитором компьютера. Большинство заданий на программе связаны с решением бизнес кейсов, которые в целом неплохо обрисовывают тот круг проблем, с которыми сталкиваются фирмы в реальности. Это дает возможность членам группы искать приемлемые стратегии решения и развивает такие навыки как стратегическое и финансовое планирование, разработка маркетинговых компаний, анализ хозяйственной деятельности.

Особо следует поговорить о вопросах делегирования задач при решении кейсов. Зачастую, случается так, что при распределении задач для решения кейсов участники группы выбирают себе те области деятельности, в которых они максимально компетентны. Так человек, работающий банкиром, занимается решением задач финансового планирования, а блестящий менеджер по рекламе, искусно владеющий графическими редакторами – разработкой презентации.

Такое делегирование по компетенциям позволяет достичь высоких финальных оценок при снижении затрат времени и сил. Проблема заключается в том, что подобное распределение препятствует получению знаний из смежных областей. И если вы стремитесь стать после получения степени МВА, по настоящему разносторонним специалистом, такую практику сложно назвать правильной. Решение может быть в том, продолжает г-н Монсур, что бы как можно чаще проводить собрания группы в виде мозгового штурма. Кроме того, полезными могут быть: способность выслушивать коллег, возможность высказывать свои мысли, а также круговое делегирование задач, когда каждый из участников поочередно решает проблемы из разных областей знаний. Безусловно, это потребует полной включенности всех участников, большего количество затраченных усилий и времени, и надо признать, не всегда высокими баллами за работу.

Но если вы стремитесь к получению настоящего, разностороннего образования эту тактику нужно признать самой целесообразной, завершает свои рассуждения г-н Монсур.

Хочется добавить, что в последние годы появляется все больше научных публикаций, посвященных вопросам пластичности мозга. Считается, что человеческий мозг можно поддерживать в «форме» до конца жизни. Медленное умственное угасание, шамкающие губы и бессвязная речь выглядят уже вопросом личных предпочтений, а не роковой предначертанности. Безусловно, большую роль играет наследственность и экологические условия. Но, тем не менее, очень многое зависит и от нас самих. Выбор режима питания, занятия спортом, регулярные мозговые нагрузки это то, что позволит сохранить свое интеллектуальное здоровье на всю жизнь.

Одним из способов сохранения и повышения интеллектуального уровня, пластичности мозга, как раз и является выполнение непривычных видов деятельности: возвращение домой новым маршрутом, выполнение несложных математических операций в уме, а не на калькуляторе, освоение новых видов деятельности и изучение иностранных языков. В этом смысле, наше благополучие никак не отличается от соискателей степени МБА.

Отдел исследований РА «Studio Promotion».



915
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :