Является ли психиатрическое лечение наказанием за преступление?

12.10.2011

Задержанный за простую кражу Губеров Э.С. находиться в психиатрической больнице уже более пяти лет. Об этом Гражданской комиссии сообщил его брат, обеспокоенный состоянием Эрнеста. По каким же причинам Губеров до сих пор лишён свободы?

В Гражданскую комиссию по правам человека обратился Губеров Владислав Семёнович. В 2006 г. в отношении его брата Губерова Э.С. было возбуждено уголовное дело, где ему вменялась кража около 1000 рублей. Вместо тюрьмы Эрнеста Семёновича отправили в психиатрическую больницу №2 им. Николая Чудотворца.

Следствие и суд длились в течение одного года, Губерову Э.С. была назначена судебно-психиатрическая экспертиза, позже проведённая на Арсенальной набережной. По результатам экспертизы суд вынес решение о направлении Губерова Э.С. на принудительное лечение, которое Эрнест отбывал в четвёртом отделении городской психиатрической больницы (далее ГПБ, ПБ) №1 им. Кащенко.

Во время нахождения в больнице Губеров получал нейролептики, и под их воздействием очень сильно изменился. У него тряслись руки, он с трудом говорил и передвигался и в целом выглядел заторможенным. В период нахождения в стационаре ПБ№1 Эрнеста практически не выводили на прогулки.

Летом 2010 г. Губеров сбежал из больницы. Однако через некоторое время он был задержан полицией и опять помещен в психиатрический стационар. В наказание за побег его перевели в ПБ №2, в отделение специализированного типа, где он и находится в настоящее время.

Владислав Семёнович несколько раз навещал брата. Состояние здоровья Губерова вызывает тревогу — психиатрическое лечение разрушает Эрнесту нервную систему, ухудшает физическое здоровье и умственные способности.

За кражу чуть более 1000 руб. Губеров Э.С. более пяти лет лишен свободы. Окажись он в тюрьме, то уже был бы на свободе. В данном случае лишение свободы на срок более 5 лет, без учета физических страданий, которые он испытывает от действия психотропных препаратов, является наказанием, неадекватным содеянному.

Гражданская комиссия по правам человека направила заявление в прокуратуру адмиралтейского района, с просьбой провести проверку по этому случаю. Президент Гражданской комиссии по правам человека Роман Чорный так комментирует ситуацию: «Согласно Закону о психиатрической помощи целью принудительного психиатрического лечения является выздоровление или улучшение психического здоровья пациента. Брат Губерова Э.С. Владислав отмечает ухудшение его психического состояния, да и законность столь длительно пребывания в психиатрической больнице остаётся под вопросом».

Международная гражданская комиссия по правам человека основана в 1969 году церковью Саентологии и почётным профессором психиатрии Томасом Сасом.