Рождественская выставка "Праздник ожидания праздника"


14 декабря в Московском доме Национальностей откроется Рождественская выставка «Праздник ожидания праздника». Гостей ожидает встреча с работами легенды ХХ века - художницы Варвары Бубновой, знакомство с новыми полотнами художников современной Абхазии - Адгура Дзидзария, Алексея Шервашидзе-Чачба и Константина Инал-Ипа. В рамках выставки будет впервые представлена экспозиция книг писателя Фазиля Искандера, изданных на языках народов мира.

В 2011 году отмечалось 125-летие Варвары Бубновой. Рождественская выставка «Праздник ожидания праздника» станет финальным аккордом, завершающим юбилейный год. Абхазия в жизни художницы – особая глава, глава завершающая, время учеников, время даров потомкам, время подведения итогов. Последние дни уходящего года – всегда сдержанное напоминание о неумолимом течении жизни. Но грусть об уходящем должна быть светлой, как светлы рисунки В.Бубновой, созданные в Абхазии.

Выбор абстрактных произведений абхазских художников Адгура Дзидзария, Алексея Шервашидзе-Чачба и Константина Инал-Ипа для Рождественской выставки неслучаен: их объединяет созвучия в настроении. Ожидание эфемерного чуда или только надежда на то, что все может поменяться, желание поскорее стряхнуть с себя рутину повседневности и шагнуть в праздник – эти, или похожие переживания свойственны любому накануне Рождества.
Абстрактная живопись движется к неосязаемым образам. Язык художника не требует переводов и комментариев, а скорее восстанавливает воображение зрителя. Абстрактная живопись - это своего рода ментальное пространство, где средствами живописи выражаются сознательное и бессознательное бытие художника. И если произведение талантливо, то возникает «эффект узнавания», который сближает людей разных культур, народов и наций. Ожидание праздника – узнаваемо.

На Рождественской выставке «Праздник ожидания праздника» представлены произведения трех художников. Все они по национальности абхазы. Это признанные мастера, известные далеко за пределами Абхазии, любящие и знающие историю и традиции своего народа. Индивидуальный стиль каждого из них впечатляет, а полифония настроений, звучащая в их произведениях подводит к мысли о глубинном знании, вечной тайне гармонии, хранящихся в недрах древней культуры абхазского народа.

Гости Рождественской выставки «Праздник ожидания праздника» получат возможность познакомиться с удивительным собранием книг классика ХХ-ХХI вв., чья жизнь неразрывно связана с абхазской землей, - Фазиля Искандера. Искандера можно перечитывать бесконечно и это всегда праздник. Праздник доброй, умной, по-настоящему высокой литературы. Произведения Фазиля Искандера переведены более чем на двадцать языков народов мира. Экспозиция книг, представленная на выставке – знак того, как велик мир читающий, думающий, познающий. И пусть языки незнакомые, чужие – тексты очень близкие. « Я считал всегда своим долгом помогать человеку взбодриться в этой трудной жизни и быть достаточно добрым, достаточно честным. А вообще конечная задача искусства, как и религии, - очеловечивание человека». Ф.Искандер.

Дары волхвов навсегда остались чудесным символом Рождества. В таинственных дарах есть что-то необъяснимо притягательное, предчувствие счастливого открытия и обретения. Выставка «Праздник ожидания праздника» - это дары духовные. Ведь даже если «Христос сотни раз родится в Вифлееме, это не спасает, если Он не родился в нашем сердце».

Открытие Рождественской выставки «Праздник ожидания праздника» состоится 14 декабря, во время открытия гостям будет представлен фильм Г.Габая «Время счастливых находок» (1969 г.) по мотивам рассказов Фазиля Искандера (вход по приглашениям).

Куратор выставки галерея «Шазина»
Шазина Агрба
info@shazina.com

Информация о художниках

Варвара Дмитриевна Бубнова (1886 – 1983)
Имя Варвары Бубновой, конечно же, известно знатокам живописи ХХ века. Она прожила поистине удивительную жизнь, даже не одну, а целых три, оставив нам в наследство картины, рисунки - удивительно глубокие, исполненные мягких лирических полутонов, навевающие цветаевские строки: «— Странно чувствовать так сильно и так просто Мимолетность жизни — и свою».
«Первая жизнь» Варвары Бубновой – это питерское детство на рубеже XIX-ХХ веков, студенческие годы в Академии художеств, один курс с П. Филоновым и Л. Бурлюком, знаменитый «Бубновый валета», совместные выставки с К. Малевичем, В. Маяковским, М. Ларионовым и Н. Гончаровой.
«Вторая жизнь» – это Япония, где оказалась молодая художница в 20-е, это 30 лет преподавания русского языка и литературы (за свой вклад в развитие японской культуры Варвара Бубнова была награждена орденом Драгоценной короны четвертой степени), это живопись лаконичная, «камерная», довольно сдержанная – влияние места.
Последние двадцать лет, «третья жизнь» В.Бубновой связана с Сухумом, куда она приезжает в 1959 г., где она увлеченно работает, где у нее, наконец, появляются ученики – молодые художники. Сухум, Абхазия в жизни В.Бубновой – это период пробуждения цвета, это рисунки, буквально пропитанные ароматами восхитительного края.

Адгур Дзидзария (р. 1953 г., Сухум) – современный абхазский художник, Председатель Союза художников Абхазии, на его счету более десяти персональных выставок в России и за рубежом, участие в многочисленных совместных проектах.
А.Дзидзария интересует мистика цвета, рожденного в смешениях простых красок, миг появления и жизнь цвета на холсте, когда плоскость перестает быть плоскостью и обретает некую живую «вибрацию». Художник, подобно медиуму, сплетает живописные ковры из нитей воспоминаний, узнаваний, мимолетных порывов и вечных вопросов. При помощи этих нитей, на этих полотнах пишется «все, что уже было и еще будет». Сильные ноты чистого цвета, удивительная гармония сплетений, чередование тонких прозрачных и плотных рельефных слоев создает богатство живописной фактуры, сквозь которую проникает идущий изнутри свет.

Алексей Шервашидзе-Чачба (р.1959г., Сухум) – современный абхазский художник, искусствовед и художник-постановщик театра и кино (работал художником-постановщиком в Московском театре О.Табакова, в театре п/р В.Спесивцева, участник художественных выставок в СССР, России, Германии, Японии, Франции .
А. Шервашидзе-Чачба, как и всякий настоящий художник, стремится совместить вечные ценности и современные подходы к творчеству. В самом процессе создания произведений он ищет ответы на вопросы: как быть современным и сохранить историческую ценность культурного слоя? Как совместить актуальные темы с этнической идентичностью, изначально обладающей оригинальными и неповторимыми чертами? Художника волнуют и вдохновляют древние архетипы образов и народных легенд, культурные традиции греческой и римской античности, Византии и древнего Востока. В живописи смело использует декоративное начало принципов кубизма. Подвижная динамика композиций, взаимопроникновение на первый взгляд противоборствующих цветов и форм, оставляет впечатление причудливо меняющегося калейдоскопа.

Константин Инал-Ипа ( р.1963г., Гудаута) – современный абхазский художник, участвовал в двух десятках московских выставок, три из которых – персональные.
Абстракции Константина Инал-Ипа стихийны, свободны, в них живет внезапная красота и энергия интуитивного движения чувств. А дальше тайна - плоскость чудесным образом превращается в живопись. Важно все, из чего она создается - холст, краска, подручный материал, в дело идут куски мешковины, видавшая виды ткань, старая газетная бумага, а все вместе передает настроение и состояние среды обитания автора. Он не боится быть непонятым, отказываясь от внешнего и поверхностного эстетизма, а скорее призывает осмыслить непростое «время перемен» и найти собственный способ приближения к гармонии и красоте. Цвет, в работах художника, подобно свету проникает к недоступным другим путем тайным сокровищам души. А в результате зритель помимо воли чувствует, что он понят и уже больше не одинок.