«Оправдательная психиатрия» в России живет и процветает?

30.01.2012

Житель села Дивное Апанасенковского района Ставропольского края, признанный виновным в совершении убийства, страдает психическим заболеванием и не может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, решили эксперты судебной комплексной психолого-психиатрической комиссии. Комментарии С-Петербургских правозащитников по данному делу далее.

По данным Следственного управления Следственного комитета России по Ставропольскому краю, 22 марта 2011 года некий Катыхов, находясь в своем домовладении в селе Дивное, спровоцировав ссору со своей сожительницей, нанес ей несколько ударов ножом в область груди. От полученных телесных повреждений потерпевшая скончалась на месте (http://www.stavropolye.tv/events/view/41734 - по состоянию сайта на 26.01.12).

Психиатры и психологи исследовали психическое состояние убийцы и решили, что он страдает психическим заболеванием и не может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий. Заключение судебных психологов и психиатров, разумеется, попало в материалы уголовного дела Катыхова. Суд, изучив заключение экспертов о психическом состоянии обвиняемого, направил убийцу на принудительное лечение в психиатрический стационар специализированного типа.

Газета «Право на разум» (http://roman-ch.livejournal.com/145925.html) уже писала о 35-летней жительнице Алапаевска Свердловской области, которой за убийство ее мужа грозило до 15 лет тюрьмы, а на данный момент же — всего лишь исправительные работы на срок до 2 лет или лишение свободы до 3 лет. В ходе расследования судебные психиатры пояснили, что женщина действовала в состоянии «аффекта».

Газета «Право на разум» обратилась за комментариями к Роману Чорному, врачу и президенту Санкт-Петербургской Гражданской комиссии по правам человека, который сказал: «Каким образом судебные психиатры или психологи могут через несколько дней после совершения преступления определить: был ли человек, совершивший преступное деяние, в данном случае убийство, в состоянии невменяемости или не был?! Сам факт наличия психического расстройства не может быть определяющим в решении вопроса, осознавал или нет гражданин фактическую опасность своих действий.

Мне вспоминается вопиющий случай, описанный Международной Гражданской комиссией по правам человека в одном из ее докладов под названием «Развал правосудия. Уничтожение основ правовой системы». Это было дело с участием выдающегося американского адвоката из Вирджинии, США, Т. Брука Говарда.

Его клиент признался в том, что похитил 30-летнюю женщину, удерживал её в качестве заложника более девяти часов, неоднократно подвергая сексуальному насилию. С огромной убеждённостью Т.Б. Говард объяснял суду и присяжным, что всё пережитое жертвой – похищение, душевные муки и неоднократное изнасилование – не вина его клиента. Свидетельство психиатра гласило, что его клиент просто не мог удержаться, что это был просто «непреодолимый импульс». Дело было выиграно этим американским адвокатом!»

Ральф Адам Файн, судья, автор книги «Лазейка для виновного» писал: «Хотя психиатрия рядится в мантию науки, стремясь повлиять на критерии, в соответствии с которыми мы устанавливаем уголовную ответственность, строгая достоверность в ее диагнозах встречается крайне редко».

Газета «Право на разум» была учреждена Гражданской комиссией по правам человека Санкт-Петербурга, являющейся частью международной сети аналогичных организаций. Международная Гражданская комиссия по правам человека была создана в 1969 году Церковью Саентологии и почетным профессором психиатрии Томасом Сасом


Roman
+4.5