Питерские правозащитники повторяют вслед за всем миром: «Никогда больше»

07.02.2012

Санкт-Петербургская Гражданская комиссия по правам человека направила уполномоченным по правам человека в различных регионах России и в российские региональные органы прокуратуры информационное письмо, посвященное Международному дню жертв памяти Холокоста. Подробности в настоящем пресс-релизе.

27 января 2012 года мировое сообщество в очередной раз отметило Международный день памяти жертв Холокоста. Гражданская комиссия по правам человека Санкт-Петербурга является негосударственной правозащитной организацией, содействующей в защите прав человека в области психического здоровья, поэтому в своем заявлении мы сосредоточились на констатации связи между нарушениями в этой сфере и массовым уничтожением евреев, цыган и пациентов психбольниц в нацистской Германии и на оккупированной территории.

В нацистской Германии проводилась политика расовой гигиены — сперва стерилизация, а затем и физическое уничтожение людей с психическими расстройствами и умственно отсталых. Официально действовала программа умерщвления Т-4, получившая название по адресу главного бюро по координации программы (Тиргартенштрассе, 4, Берлин,).

Для названия этой программы применялись сочетания слов «Акция — смерть из жалости», «эвтаназия», «дезинфекция». В самом начале действия программы уничтожались только неизлечимо больные дети до 3 лет, позднее мера распространилась и на подростков до 17-летнего возраста. До конца войны в 30 специализированных детских отделениях было убито, по неполным данным, не менее 5000 детей-инвалидов.

Многие из немецких врачей-психиатров, убеждённых сторонников воплощения в жизнь «терапевтических методов евгеники», принимали самое деятельное участие в «актах эвтаназии» и в предшествующих программе «эвтаназии» медицинских экспериментах. Они способствовали официальному узакониванию массовых убийств; отбирали и рекомендовали палачей. В программе участвовали такие именитые и «уважаемые» в немецком обществе специалисты, как Карл Зенхен, Вернер Виллингер, Герман Пфаннмуллер, Макс де Кринис, Карл Шнайдер, Эрнст Рудин, Освальд Бумке, Ганс Бургер-Принц, невропатолог Юлиус Галлерворден. Некоторые из психиатров, принимавших участие в программе «эвтаназии», продолжали свою врачебную деятельность в течение многих лет после окончания нацистского периода.

Массовые убийства пациентов начали осуществляться с 1940 года в психиатрических клиниках на территории Германии и позднее на территории оккупированной Польши. Была организована сеть учреждений, каждое из которых выполняло свою роль в осуществлении программы. Именно в рамках программы Т-4 впервые (ещё до применения в концентрационных лагерях) нацистами были использованы газовые камеры, в том числе и передвижные.

К концу августа 1941 г., когда после волны протестов со стороны родственников больных и возмущения священников католической церкви Адольф Гитлер официально закрыл программу Т-4, количество ее жертв превысило 70 тыс. человек, что соответствовало запланированному числу; также были убиты тысячи детей с соматическими и неврологическими заболеваниями. Однако и после официального закрытия программы продолжались эвтаназия детей и умерщвление взрослых больных пациентов лечебниц. Массовые убийства людей с психическими расстройствами продолжались вплоть до падения гитлеровского режима, и к концу войны количество убитых превысило 200 тыс. человек (по данным Нюрнбергского процесса — до 275 тыс. человек).

На втором этапе программы был принят новый план действий, разработанный в психиатрических больницах. Пациенты умерщвлялись теперь не в центральных учреждениях посредством газа, а в психиатрических клиниках по решению их директоров. Стали использоваться различные методы убийства: введение медикаментов, смерть от голода или отсутствия ухода. Так, в период с 1942 по 1945 год около 1 миллиона пациентов были замучены голодом в немецких психиатрических больницах.

Политика расового очищения, начатая с массовых убийств больных в ходе программы умерщвления Т-4, продолжалась на оккупированных территориях. В оккупированной Польше спецкоманды СС в массовом порядке расстреливали польских пациентов психиатрических клиник. Были созданы оперативные группы «А», «В», «С» и «D», подчинявшиеся войскам вермахта и занимавшиеся «чисткой» оккупированных территорий — массовыми убийствами евреев, партийных работников, партизан, цыган и пациентов психиатрических больниц. Все эти группы имели организационную связь с главным бюро эвтаназии T-4. Основными методами убийства были массовые расстрелы, отравление газом в машинах-душегубках или газовых камерах, отравление медикаментами, взрывы, голодная смерть и замерзание.

Начиная с осени 1941 года были умерщвлены 632 пациента Минской психиатрической больницы, 836 психически больных в Могилёве, 400 пациентов 2-го клинического поселка Минской психиатрической больницы; 300 пациентов убиты взрывами, на территории Прибалтики были умерщвлены 1644 лиц с психическими расстройствами; в Лотошинске, неподалёку от Москвы, были умерщвлены пациенты психиатрической больницы; 20 ноября 1941 года было убито около 900 пациентов психиатрической больницы им. Кащенко в пос. Никольском Ленинградской области; были расстреляны 785 пациентов киевской психиатрической больницы; убиты 599 душевнобольных в Полтаве; 1300 людей с психическими расстройствами — под Днепропетровском; свыше полутора тысяч человек в Виннице; почти все пациенты психиатрической больницы в Харькове и в Сапогове под Курском.

В приютах расстреливали детей-инвалидов: например, в Приславле под Днепропетровском погибло 158 человек. В Симферополе 850 пациентов психиатрической больницы были отравлены газом и умерли от голода. В Крыму были умерщвлены 810 «асоциальных типов, цыган, душевнобольных и саботажников»; в Ставрополе — 632 пациента психиатрической больницы; были уничтожены 210 больных детей из детского санатория Ейска для детей с физическими и психическими отклонениями.

Вслед за общественными организациями, выступающими: против возрождения фашизма в мире и против антисемитизма, Гражданская комиссия по правам человека Санкт-Петербурга повторяет: «Никогда больше». Вместе с честными людьми во всем мире наша Комиссия вспоминает и скорбит о людях, погибших от рук нацистских палачей: психиатров, эсэсовцев и проч.

После окончания Второй мировой войны были приняты законы, защищающие людей от медицинских и психиатрических злоупотреблений. В 1949г. был принят Нюрнбергский кодекс, в котором определены 10 принципов проведения медицинских экспериментов. В середине 1960-х годов Всемирная организация здравоохранения разработала Хельсинкскую декларацию, в 1977 г. Всемирная ассоциация психиатров одобрила Гавайскую декларацию (усовершенствована в Вене в 1983 г.), представившую этическое руководство по психиатрической практике.

В обращении Гражданской комиссии по правам человека Санкт-Петербурга, разосланном государственным правозащитникам и сотрудникам органов прокуратуры, в частности, сказано: «Общество никогда не должно забывать о злодеяниях прошлого, чтобы избежать их повторения в будущем. Проблема нарушений прав человека в отношении пациентов психиатрических учреждений не является незначительной или неактуальной, и мы считаем, что каждому такому случаю должно уделяться самое пристальное внимание».

Гражданская комиссия по правам человека Санкт-Петербурга является частью сети аналогичных учреждений в различных странах мира. Международная Гражданская комиссия по правам человека была создана в 1969 году Церковью Саентологии и почетным профессором психиатрии Томасом Сасом


Roman
+4.5