Павел Астахов и правозащитники из Питера о подростковых суицидах и не только...

22.02.2012

Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов дал интервью изданию «Итоги.ru» о ситуации со школьными психологами в России в контексте борьбы с детскими суицидами в Российской Федерации. Санкт-Петербургская Гражданская комиссия по правам человека (www.cchr.spb.ru) комментирует это интервью Павла Астахова.

Как информирует издание «Итоги.ru» 20-го февраля 2012 года (http://www.itogi.ru/russia/2012/8/174838.html — по состоянию сайта на 21.02.12), детский омбудсмен России сказал: «Произошло несколько детских суицидов подряд — и это привлекло повышенное внимание общественности..., вызвало бурю обсуждений, эмоций. Но речь не идет о какой-то эпидемии, пожалуй, если сравнивать с другими годами, идет даже некоторое снижение числа таких случаев. И все равно случившееся — трагедия государственного масштаба. Каждый год около полутора тысяч детей в России кончают жизнь самоубийством. Мы вышли на одно из первых мест в мире по этому показателю... Огромное число регионов просто скрывают данные.

Существует разница в статистике Минздравсоцразвития и Росстата. Я за честные цифры, потому отдельно статистику собирают 83 уполномоченных по делам ребенка во всех регионах... в школах сокращается число детских психологов. На начало 2011 года на 48 тысяч школ приходилось 16 тысяч штатных единиц. А на начало 2012 года их осталось уже меньше 12 тысяч... Как бы к ним ни относились, это все-таки специалисты, которые могут вести профилактическую разъяснительную работу и к которым можно обратиться в случае проблем. Но если их сокращают, значит, нужна какая-то замена. В некоторых местах начинают создаваться службы школьного примирения — своего рода третейский суд. Сформировать эту службу не стоит денег. В нее должны входить самые авторитетные педагоги и сами школьники — те, к чьему мнению прислушиваются. Это решения, которые лежат на поверхности, но и они не принимаются».

РИА «Новости» привели 20-го февраля 2012 года (http://www.ria.ru/online/20120220/570427429.html — по состоянию сайта на 21.02.12) и такие слова Павла Астахова по этой же теме: «Вопрос Алексея из Тюмени:
Вы говорите, что в школах надо вводить штатных психологов. Мой ребенок учится в школе 92, там есть психолог в штате, но нам постоянно навыдумают учителя психологов со стороны, обосновывая, что свой психолог "никакой", разумеется, за деньги. Ну и что толку от ваших штатных психологов?
Ответ г-на Павла Астахова: «Нет, ну подождите. Зависит все не от штатного или не штатного, а от человека и профессионала, правда? От его уровня профессионализма. Поэтому здесь-то можно рассуждать по поводу любого человека. Если он недостаточный профессионал или находится не на своем месте, то он нас будет всегда не удовлетворять. Поэтому вопрос-то в том, чтобы это были эффективные люди, профессионалы, которые могли бы помогать детям – в этом задача, а не в том, чтобы снабдить каждую школу психологом. А потом я не говорю, что обязательно должны быть психологи. Если сокращаются психологи, то пусть вводятся другие институты – Служба школьного примирения, Служба медиации, разрешения конфликтов, школьные Уполномоченные по правам ребенка из числа детей или из числа родителей. Должен быть хоть кто-то, кто поможет ребенку в трудной ситуации в школе».

Комментарии Санкт-Петербургской Гражданской комиссии по правам человека по данному вопросу следующие: «Совершенно верно, что федеральный уполномоченный по правам ребенка обращает внимание на проблему подростковых суицидов в России и связывает эту проблему с качеством оказания в нашей стране психологической помощи в школах и сиротских институциональных учреждениях. По нашему глубокому убеждению, психологи вряд ли смогут решить проблему самоубийств несовершеннолетних. Увы, психологические программы профилактики самоубийств показали свою неэффективность в огромном числе случаев, о чем свидетельствует подборка фактов Международной Гражданской комиссией по правам человека (ее сайт — www.cchr.org). Павел Астахов в своем интервью верно сказал об успешной альтернативе психологической службе в средних учебных заведениях - службах школьного примирения — своего рода третейских судах. Он правильно отметил, что сформировать эту службу не стоит денег. В эту службу должны входить самые авторитетные педагоги и сами школьники — те, к чьему мнению прислушиваются. «Это решения, которые лежат на поверхности, но и они не принимаются», - сказал российский детский омбудсмен. Будем надеяться, что после его многочисленных опубликованных интервью 20-го февраля ситуация изменится к лучшему!»

Гражданская комиссия по правам человека Санкт-Петербурга является частью сети аналогичных учреждений в различных странах мира. Международная Гражданская комиссия по правам человека была создана в 1969 году Церковью Саентологии и почетным профессором психиатрии, Томасом Сасом для защиты прав человека в области душевного здоровья


Roman
+4.5