О этот дивный новый мир «промывания мозгов» по нео-марксистски!

28.03.2012

Опубликована новая книга о Корейской народно-демократической республике от Адама Джонсона. Данная статья — рецензия-отклик на эту книгу, основанная на материалах Гражданских комиссий по правам человека (http://www.cchr.spb.ru).

О сыне повелителя сирот...

Русская служба радиостанции «Свобода» в своем «Книжном обозрении» рассказала о романе американского писателя Адама Джонсона о Северной Корее. Адам - мастер популярного жанра ''магического реализма'' (http://www.svobodanews.ru/content/transcript/24520423.html — по состоянию сайта на 22.03.12).

Роман называется «Сын повелителя сирот» (Random House, 2012). Реальная основа нового романа – жизнь в Северной Корее под управлением Ким Чен Ира. Жизнь при Ким Чен Ире закономерно сравнивают с тем, что было описано Дж. Оруэллом в его «1984-ом», а также с сюжетами романа Ол. Хаксли «О дивный новый мир»...

История героя романа А. Джонсона, Джуна До начинается в сиротском приюте, где маленький Джун решает, что учитель - его родной отец. Цитата: Диктор: '''Женщина на портрете в кабинете учителя, глядя на которую учитель то пьет, то плачет, - оперная певица – покойная мать Джуна. ''Только отец, - думает Джун, - из-за нестерпимой боли потери может наказать сына, отобрав у него зимой ботинки. Только родной отец (плоть от плоти, кровь от крови) может прижечь руку сына раскаленной кочергой''.

Еще одно воспоминание детства Джуна До: репродукторы. Они – в каждой комнате, на кухне, на каждом столбе. Диктор: ''Граждане!... подходите! Собирайтесь у репродуктора! На службе, на кухне, на улице слушайте новый рассказ - призёр ежегодного конкурса ''Лучший рассказ Северной Кореи''.

Разумеется, героем лучшего рассказа будет дорогой лидер КНДР, Ким Чен Ир, посвятивший жизнь своему народу... Именно так народу, «им», «нам», «великой партии», но не каждому отдельному человеку... Потому что северо-корейский марксизм — это апофеоз тоталитарной коллективисткой философии. Попробовали бы Вы задать вопрос, а кто это «мы» (или «они»). Ответ был бы закономерным, не словесным, а виде действия: помещения в один из многочисленных лагерей Северной Кореи. Но о лагерях далее...

Из приюта голод выгнал Джуна До в армию. Он становится ''туннельным солдатом'' - патрулирует туннели, проложенные под демилитаризованной зоной, и там обучается искусству сражаться в темноте. За это его повышают до ранга командос, и в ночном рейде он похищает из Токио японскую певицу, которая будет отныне ублажать правителей Северной Кореи. Джун До поднимается все выше по иерархической лестнице, пока не доходит до шпионско-дипломатического поста. На этом пути наверх он усваивает важную истину - в его отечестве человек должен подчинить себя той роли, которую выбрало для него правительство...

Вновь цитата: ''Если крестьянин объявлен музыкальным виртуозом, лучше сразу называйте его ''маэстро''. А ему самому имеет смысл брать уроки игры на рояле. Если человек и его роль приходят в конфликт, измениться должен человек. Потому что его роль - создание правительства, а любой намек на сомнение в мудрости правительства может довести вас до лагеря и пыток''.

Джун До и оказывается в лагере.... Адам Джонсон описывает операцию лоботомии, производимую 20-сантиметровым гвоздем, и пыточную машину, прозванную ''автопилотом''.

Когда-то один из московских адвокатов, который вел дело бывшего наркозависимого, прооперированного в одном из Петербургских научно-исследовательских институтов в помощью методов современной психохирургии (именно психо-, а не нейрохирургии), в российском суде, рассказал мне об истории, когда один российский «урка» повздорил с «фраером» и вбил ему в голову гвоздь, но, конечно же, не 20-сантиметровый, а совсем небольшой... Судья этой историей был весьма впечатлен и дал максимально возможное наказание «урке». А, ведь, по своей сути, психохирургия — это то же самое действие. Она является применением хирургических методов для лечения не неврологических, а психиатрических заболеваний. Лоботомия — одна из таких операций. Применяется ли лоботомия в современных лагерях КНДР? Трудный вопрос... Я предполагаю, что такое вполне может быть правдой...

Следователь, который ведет дело профессора, знакомившего студентов с чуждой южно-корейской музыкой, так говорит о своем исправительном методе: ''Мы доводим боль до уровня непереносимого, но не смертельного. Такая боль преображает личность. Человек, который отсюда выйдет, мало будет напоминать профессора, с которым мы начинали работать. Через несколько недель он станет полезным членом отдаленной сельскохозяйственной общины, и, возможно, мы даже найдем ему какую-нибудь вдову – для утешения. Чтобы получить новую жизнь, её нужно обменять на старую''.

Ну что ж! Такой метод и, главное, такая цель «перевоспитания» - вполне в духе сталинского Народного комиссариата внутренних дел. Буржуазные интеллигенты были в СССР не нужны, а перевоспитанные сельскохозяйственные рабы всегда могли быть использованы в какой-нибудь отдаленной области страны рабочих и крестьян.

Повороты судьбы Джуна До довели его до самого верха, сбрасывали потом в самый низ, потом силой «любви» выводили из ада, но погрузили в полу-реальность официальной легенды. Эти приключения главного героя были описаны американским автором с реалистическими деталями жизни в тоталитарном аду: от сцены, в которой дети руководят эфтаназией (содействием в умерщвлении) родителей, до комического хаоса в аэропорту, где Ким Чен Ир бежит по взлётной дорожке: 'Ким Чен Ир семенил так быстро, как мог... Животик заметно подпрыгивал внутри его серого комбинезона''.

И о «яви мира», а не «яви снов» - не Урсулы Ле Гуин или не Адама Джонсона...

От себя напомню уже не «реальность романа», а «реальность современной действительности». Лидер КНДР, товарищ Ким Чен Ир перенес в недавнем прошлом сердечный приступ и не мог быть спасен. Ким Чен Ир (1941 или 1942-2011 гг.) был Главой Корейской Народно-Демократической Республики, Генеральным секретарем Трудовой партии Кореи, Верховным главнокомандующим Корейской народной армии, Председателем Государственного Комитета обороны КНДР и сыном "великого вождя" Ким Ир Сена. Тело Ким Чен Ира было помещено в Кымсусанский мемориальный дворец (мавзолей Ким Ир Сена) в Пхеньяне, столице КНДР. Его преемником стал его младший сын - Ким Чен Ын. Некоторые СМИ передавали, что в те дни скорби медведи просыпались из спячки в КНДР, а стаи сорок вылетали из леса и замирали в минутной скорби у памятника умершего северо-корейского вождя...

Русская служба радио «Свобода» приводит мнения рецензентов по поводу романа ''Сын повелителя сирот''. Мичико Какутани пишет в ''Нью-Йорк Таймс'' со ссылкой на роман: «К концу романа герой вырастает из конвейерного безликого продукта в личность, в человека, которому читатель сопереживает. И сам герой, и ад, через который он проходит, описаны так живо, что роман не только открывает нам окно в страшный и загадочный мир Северной Кореи, но и докапывается до самой сути таких понятий, как любовь и жертвенность''.

А рецензент, Кристофер Реа же согласен с тем, что роман мастерски написан, говоря: ''Он читается с таким удовольствием, что кажется гораздо короче своих 450-ти страниц... Но это – не совсем комплимент, потому что удовольствие – не первое слово, которое приходит на ум для описания худшего места на земле''.

Как сообщал один из номеров авторитетного правозащитного альманаха «Неволя» (http://index.org.ru/nevol/2011-26/08-turma.html - по состоянию сайта на 23.02.12), за последние десять лет в Северной Корее увеличилось количество исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). В настоящее время в них находится более 200 000 заключенных. Как утверждает «Международная амнистия», условия заключения в лагерях являются «ужасными».

Как указывается в докладе этой правозащитной организации, который основан на снимках, сделанных со спутника и на рассказах бывших заключенных, которым удалось бежать из Северной Кореи, осужденные вынуждены присутствовать при исполнении смертных приговоров своих товарищей по несчастью, и есть крыс, чтобы выжить. Эти бывшие заключенные свидетельствуют, что «осужденных заставляют работать в условиях близких к рабским, часто подвергают пыткам и иному жестокому, бесчеловечному и унижающему обращению», - сказано в докладе.

Йонг Кхун Гил, заключенный лагеря Йодока с 2000 по 2003 годы, рассказал, что рабочий день в ИТЛ начинается в 4 часа утра и заканчивается в 8 часов вечера с двухчасовым перерывом, во время которого проходит «идеологическое перевоспитание». «Если в течение занятий не запомнишь десять этических принципов, то тебе не позволят спать, пока ты их не выучишь», – заявил этот бывший заключенный. Он добавил также, что только те, кто выполнили норму выработки, имеют право на миску с 200 граммами маисовой каши, поэтому заключенные умирают ежедневно.

Заключенные, чтобы выжить, вынуждены выбирать непереваренные зерна из экскрементов животных, говорится далее в докладе. Бывшие заключенные из ИТЛ Йодока утверждают, что в период с 1999 по 2001 годы 40% узников лагеря умерли от голода.

В Докладе за 2010 год Госдепартамент США предположительную численность заключенных ИТЛ в Северной Корее определил в 150 000 – 200 000 человек.

Вместо эпилога

В прошлом я, Роман Чорный, президент Санкт-Петербургской Гражданской комиссии по правам человека сказал в своем интервью российской газете «Право на разум» (http://pik.tv/ru/blogs/chorniy/26329-kndr-griadut-li-peremeni-k-luchshemu - по состоянию сайта на 22.03.12): «... Северная Корея — это страна, где огромное количество заключенных на каждые 100 000 населения. И это страна, в которой зарождается новый вид «карательной психологии» - так называемое идеологическое перевоспитание. Мы считаем подобную ситуацию недопустимой...»

Роман Чорный, президент Санкт-Петербургской Гражданской комиссии по правам человека
http://roman-chorny.livejournal.com


Roman
+4.5