Нужна ли России госкорпорация для освоения Сибири и Дальнего Востока?

26.04.2012

Правительство рассматривает возможность создания госкорпорации с «неограниченными полномочиями» для развития восточной части страны

Нужна ли России госкорпорация для освоения Сибири и Дальнего Востока?
На развитие Сибири и Дальнего Востока в рамках государственной корпорации в течение 20 лет потребуется около 32 трлн рублей. Так считает глава МЧС Сергей Шойгу, считающийся автором идеи создания такой структуры.

Напомним, что о таких планах открыто заговорил еще в начале января 2012 года первый вице-премьер Игорь Шувалов. Эту идею поддержал и премьер-министр Владимир Путин, предложивший задействовать соответствующие средства из Резервного фонда (его объем составляет более 60 млрд долларов), созданного в 2007 г. на базе Стабилизационного фонда.
Согласно просочившемуся в прессу законопроекту, разработанному в Минэкономразвития, новая госкорпорация должна будет напрямую подчинена главе государства.В целом ряде моментов она как бы «встанет над законом», получив беспрецедентные полномочия – включая получение права пользования недрами и лесными богатствами без проведения конкурсов, упрощение получения земель и производства градостроительных процедур, предоставление работающим с ней инвесторам разного рода льгот и право на вмешательство в деятельность государственных монополий.

Зачем властям понадобилось выделять такие колоссальные средства – 32 трлн рублей? Заметим, что эксплуатировавшиеся ранее месторождения нефти в Западной Сибири истощаются и власти ищут им замену. Новыми районами нефтедобычи могут стать Арктический бассейн и Восточная Сибирь, особенно Якутия. Именно там разведаны крупные запасы «черного золота».
Однако комплексное освоение Арктики, которая еще не освободилась от мешающего активной хозяйственной деятельности льда, является делом будущего. Что касается Якутии, то к значительной части ее богатств так просто не подобраться. Напомним, что целый ряд регионов Восточной Сибири до сих пор страдает от недостаточно развития инфраструктуры и дорожной сети. К примеру, такие республиканские центры как Кызыл и Якутск до сих пор не имеют железнодорожного сообщения с «большой землей», а соответствующие автотрассы, мягко говоря, оставляют желать лучшего.
Соответственно, нет трубопроводов, по которым должны перекачивать добытую нефть, как нет и условий для самой добычи. Чиновники не скрывают, что госпрограмма по Дальнему Востоку подразумевает в первую очередь развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.
Заметим, что ранее власти пытались сподвигнуть крупный бизнес на «восточно-сибирский поход», но предприниматели предпочитали использовать уже имеющиеся месторождения, нежели вкладывать средства в освоение восточной окраины. А денег на это сегодня требуется очень много: ранее давались прогнозы, что для этого потребуется не менее 20 млрд долларов.
У экспертов возникают вопросы: для чего, к примеру, было Внешэкономбанку (ВЭБ) менять концепцию функционирования своей дочерней организации, создаваемого с апреля 2011 г. Фонда развития Дальнего Востока, который и отвечал за его развитие? Создается впечатление, что тем самым планируют использовать уже имеющийся опыт создания госкорпорации«Курорты Северного Кавказа» (КСК).
Одной из причин может быть то, что частные инвесторы не захотели в это вкладываться, как это наблюдалось на примере подготовки к саммиту АТЭС 2014 г. и поэтому ничего не оставалось, как пустить на эти нужды в обоих случаях государственные деньги.
Так что подобный шаг властей, направленный на то, чтобы взять ситуацию в свои руки, выглядит предсказуемым. Правда, создание специальнойгоскорпорации вызвало жесткую критику.
Уже в феврале против создания такой госкорпорации выступил Минфин, указав на то, что выгоды для казны от создания новой структуры определить невозможно, тогда как на ее создание потребуется выделение дополнительных средств. Кроме того на тот момент уже существовал «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона».

Тем не менее, против реализации этого проекта выступают и довольно авторитетные эксперты. Так, бывший министр финансов России Алексей Кудрин считает, что одним из последствий такого шага станет ухудшение всего финансового климата в стране, а развитие восточных регионов только замедлится.
По его мнению, «создание игрока, который может реализовать любой частный проект с учетом государственно-административного ресурса из особых преференций», означает, что другие инвесторы окажутся в откровенно неравных условиях.

Тем не менее, остальные ведомства эту идею поддержали. Так, в Министерстве экономического развития и торговли,помимо прочего, предложили создать в регионе особые экономические зоны, а Минпромторг указал на необходимость получения субсидий на доставку товаров с Дальнего Востока в другие регионы и выделения средств работодателям на переезд персонала на местные предприятия.
Между тем, настороженно отнеслись к проекту создания госкорпорации и дальневосточные ученые. Они считают, что он не учитывает интересы местных жителей и в результате он может стать лишь трубой для» канализации бюджетных средств в нужном направлении» и распила средств в интересах очень узкой группы лиц.
Так, директор Тихоокеанского института географии ДВО РАН Петр Бакланов опасается, что в результате такого освоения в рамках модели «распечатывании кладовой», «в России еще более возрастет сырьевая направленность экономики. В связи с этим данное предложение может быть скорректировано. Добычу природных ресурсов необходимо существенно увеличить, но с созданием глубокой переработки, не менее 50 процентов их добычи», а также «нужно построить…биотехнологические центры и наукоемкие предприятия с ориентацией на освоение ресурсов океана. Сеть таких предприятий от Забайкалья до Ванино и Находки может стать своеобразными точками роста экономики региона».
По мнению Виктора Ларина, директора института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, «для жителей региона предлагаются смешные льготы. Речь идет не о том, чтобы удержать население, а о том, что будут сюда везти рабочих на вахту, а коренное население пусть уезжает. Мы регулярно проводит опросы, и знаем, что уже сегодня до 70 процентов населения в городах Дальнего Востока готовы отсюда уехать, и такими программами людей не удержать».
Ему вторит Валентин Сергиенко, председатель ДВО РАН, добавляя: «Основная цель этого проекта – распечатать кладовые, а что будет потом, никого не интересует, никто не смотрит даже на 15 лет вперед. Там нет ни слова о научном сопровождении. То, что делалось в России с привлечением иностранного капитала на нашу сырьевую базу, можно увидеть на Колыме и Чукотке, где прибыль от «распечатывания» получают канадские компании».

Впрочем, пока ничего страшного не произошло. Как бы там ни было, при реализации планов освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока властям все же следует учитывать пожелания «с мест», чтобы лишний раз не усилить протестные настроения. В противном случае грандиозные замыслы правительства по развитию региона могут оказаться под угрозой.

Общественно-политическая интернет-платформа "Русь"
rusplt.ru


rusplt
+6