Омский вояж оппозиции, или Зачем Варламов в мэры ходил

14.05.2012

За два месяца мэром не станешь, и оппозиционеры это знали. Так для чего же было устраивать заведомо провальную кампанию?

Омский вояж оппозиции, или Зачем Варламов в мэры ходил
После того, как утихли события в Астрахани, несистемная оппозиция переключилась на выборы в Омске. Там на пост мэра решил баллотироваться известный блоггер-фотограф Илья Варламов. В команду блоггера решил войти не менее известный дизайнер Артемий Лебедев и депутат думы одного из районов Москвы – Максим Кац.

Выдвижение Варламова в мэры Омска широко обсуждалось не только в блогосфере, но и в средствах массовой информации так называемой либеральной направленности. Тем удивительнее то, что 3 мая блоггер заявил о прекращении сбора подписей и снятии своей кандидатуры. Официальной причиной стала невозможность сбора достаточного количества подписей жителей города.

Казалось бы, ну провалился столичный блоггер на провинциальных выборах. Ничего удивительного. Сам же признавал, что до выборов был в Омске всего один раз и то – проездом.
Так зачем же Варламов пошел в мэры города, который он не знает и где его не знает большинство горожан? Попробуем ответить на этот вопрос.

Оппозиции нужны медийные поводы

Градус протеста, зашкаливавший зимой, к концу весны совсем снизился. Все большее число людей принимают решение отказаться от участия в акциях оппозиции, не способных предложить ничего, кроме давно надоевших лозунгов.

Попытка настоять на перевыборах в Астрахани закончилась ничем. Звезды столичного бомонда сумели собрать некоторую толпу зевак и сочувствующих в поддержку Шеина, но затем забыли о нем, бросив кандидата на произвол судьбы. Сейчас уже никого не интересует: а что в Астрахани происходит сейчас? И в «либеральных» СМИ про Шеина уже ничего не пишут. Тема, как говорится, отработана.

Выборы в Омске – еще один такой же медийный повод. Любому читателю понятно, что никаких шансов у столичного блоггера на выборах в Омске не было. Нужно было просто поднять шумиху, параллельно получив несколько поводов и фактов, которые в дальнейшем могли бы использоваться в борьбе против власти. О каких фактах речь?

О подписях

Максим Кац, глава избирательного штаба Варламова, за пять дней до окончания срока сбора подписей сообщил о том, что подписей было собрано всего около трех тысяч, причем «честных» – около 1500. Таким образом, простой подсчет приводит нас к мысли о том, что сборщики Варламова смогли собрать всего по 100 подписей в день. Учитывая, что в штабе сбором подписей занималось 30 человек, это означает по 2-3 подписи в день на человека.

Оправдывая свою неудачу, Варламов и Кац заявили о том, что собрать 10 тысяч подписей за три недели – просто невозможно. А значит все те, кто их все-таки собирает, идут на те или иные ухищрения. Своим заявлением они дали право оппозиции заявлять о нелегитимности любых выборов вообще: раз собрать подписи честно невозможно, то, значит, и кандидаты в выборах участвуют нечестно.

Позволю себе обратиться к собственному опыту. Автор участвовал в шести избирательных кампаниях регионального и федерального уровней, вплоть до выборов в Государственную Думу по одномандатным округам. На каждых из них мне приходилось участвовать в сборе подписей как в качестве рядового сборщика, так и в качестве координатора. Опираясь на свой опыт, могу заявить, что один сборщик за 3-5 часов в состоянии получить 15-20 подписей жителей.

Однако есть одно «но». Кандидат должен быть более или менее известен жителям. Его имя должно вызывать хоть какие-то ассоциации. Поэтому вполне могу поверить в то, что имя Варламова не вызывало у омичей желания ставить подписи неизвестно за кого.

Кроме того, 30 сборщиков от Варламова вместо того, чтобы идти к людям, располагались на каких-то определенных точках, где якобы можно было прийти и поставить подпись. Скажите честно: вы пойдете куда-нибудь специально ставить подпись неизвестно за кого? Правильно, нет.

Кац в оправдание также приводит довод о том, что заполнять подписные листы достаточно сложно. Возражу: нет ничего сложного. Научить группу сборщиков правильно заполнять листы можно в течение 2-3 часов. Вместе с тренировкой и тестированием. В конечном счете: сколько можно учить человека заполнять 6 граф в таблице?

Почему провалились?

Потому что не очень-то и хотели побеждать. При грамотной организации процесса, имея в распоряжении 30 человек, собрать подписи было вполне реально. А если еще привлечь и студентов, которым достаточно заплатить по 100 рублей за подпись, собрать подписи можно было бы за оставшиеся пять дней.

Смею предположить, что показная невозможность сбора подписей и была целью выдвижения в мэры Варламова. Нужно было доказать всем и каждому, что честно участвовать в выборах бессмысленно, а потому единственным способом изменения ситуации в стране являются акции, выходящие за пределы правового поля. Оппозиция получила, таким образом, еще один довод в пользу силовой смены власти в стране.

Как нужно было действовать?

Между тем, Варламов вполне мог бы и еще может стать мэром Омска. Только для этого действительно нужно работать. Работать с гражданами, по-настоящему решать их проблемы или просто пытаться это сделать.

Опять обращусь к своему опыту. Для того, чтобы провести своего оппозиционного кандидата в депутаты регионального парламента, мы за два года до выборов учредили общественную организацию, через которую решали те или иные проблемы жителей избирательного округа. К работе привлекались старшие по дому, уличкомы, руководители общественных организаций инвалидов, ветеранов, пенсионеров.

К моменту выборов граждане уже знали кандидата и с удовольствием давали за него подписи. Для сравнения: для сбора двух с половиной тысяч подписей в избирательном округе нам понадобилось всего 2 (!) дня. В сборе подписей нам помогали сами жители, которые успели убедиться в том, что слова кандидата подкрепляются делом.

Реальной оппозиции в стране по-прежнему не хватает

У несистемной оппозиции был (и до сих пор есть) шанс стать реальной силой, которая могла бы изменить ситуацию к лучшему. Нужно работать с гражданами, стремиться побеждать на выборах, выстраивать диалог с властью и обществом. Такая оппозиция очень нужна, поскольку именно она сможет заставить власть не забывать о нуждах граждан.

Пока же лидеры протеста предпочитают оккупировать фонтаны, устраивать митинги и доказывать, что честный и трудный пусть к власти – не для них.

Общественно-политическая интернет-платформа "Русь"


rusplt
+6