Закона о гей-пропаганде не будет

25.05.2012

В Госдуме отклонили законопроект, вводящий запрет на пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних. Хорошо это или плохо?

Закона о гей-пропаганде не будет
Проект закона о запрете на пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних был внесен на рассмотрение в Госдуму в конце марта этого года. Тогда депутаты предложили ввести для нарушителей серьезные штрафы: 4-5 тыс. рублей для обычных граждан, 40-50 тыс. рублей для должностных лиц и до полумиллиона для юрлиц. На днях стало известно: правовое управление Госдумы не может утвердить законопроект – в российском законодательстве начисто отсутствует понятие гомосексуализма и, соответственно, запрещенным он не является. Как запрещать пропаганду разрешенного вида деятельности? Юристов этот вопрос поставил в тупик, и они решили от греха подальше отклонить депутатское предложение.

В заключении, которое подготовило правовое управление Госдумы, говорится, что к административной ответственности можно привлекать только за нарушение тех норм, которые предусмотрены федеральными законами. Здесь и находится главная несостыковка: гомосексуализм в России не запрещен, преступлением не является и даже самого его определения в законах нет.

Вот определение наркотиков есть, оно содержится в законе «О наркотических средствах и психотропных веществах». Поэтому и пропаганда наркотиков запрещена (ст. 6.13 КоАП). А как запретить пропаганду в принципе разрешенного деяния?

Проще говоря, юристы сочли депутатское предложение уязвимым. Не спасло законопроект даже то, что авторы дали в нем разъяснение, что же именно следует считать пропагандой гомосексуализма среди несовершеннолетних. Согласно пояснительной записке, депутаты хотели запретить «деятельность по целенаправленному и бесконтрольному распространению информации, способной сформировать искаженные представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений». Однако в правом управлении посчитали, что даже такая довольно точная формулировка не дает возможности вводить запрет на пропаганду.

В итоге законопроект отклонили, и по иронии судьбы так получилось, что это стало известно накануне 17 мая – международного Дня борьбы с гомофобией. Но гей-активистов это не сильно порадовало – они все также продолжают считать себя ущемленными в правах.

По данным Международной ассоциации лесбиянок и геев (ILGA), сегодня Россия значится в числе худших стран в Европе по обеспечению равноправия людей с традиционной и нетрадиционной сексуальной ориентацией. Среди основных причин обычно называют два факта: наличие запретов на пропаганду гомосексуализма в ряде регионов (Рязанская, Архангельская области, рассмотрение законопроектов в парламентах Костромской, Новосибирской и Самарской областей) и, как частный случай, запрет гей-парадов.

Гей-активисты часто указывают российской власти на то, что она не хочет идти в ногу с нашими западными соседями, которые уже давно разрешили и гей-парады, и однополые семьи. Чуть больше недели назад, 9 мая, Барак Обама заявил в эфире одного из крупнейших американских телеканалов, что он одобряет однополые браки. Свою позицию Обама объяснил тем, что в последнее время много наблюдал за гомосексуалистами среди своих сотрудников и друзей. По мнению американского лидера, они строят не менее крепкие и надежные отношения, чем обычные пары, и очень страдают от того, что не могут вступить в официальный брак.

Можно ли представить, что наш президент заявит нечто подобное? Вряд ли. Но говорить после этого, что российская власть плохо относится к гомосексуалистам, наверное, все же нельзя.

Маловероятно, что в нашей стране в ближайшее время будут разрешены однополые браки, однако для этого есть вполне серьезные причины, которые неплохо бы осознать как власти, так и самим «обиженным».

Причины заключаются в следующем: любые принимаемые законы должны соответствовать уровню развития общества. Здесь нельзя ни отставать, ни бежать впереди паровоза, потому как это чревато серьезными социальными противоречиями. Ответ на вопрос, готовы ли россияне к гей-парадам, попытался найти ВЦИОМ, опубликовавший 17 мая результаты опроса, посвященного однополым отношениям.

Прежде всего, социологов интересовали ответы на три вопроса: какие эмоции у россиян вызывает общение с гомосексуалистами, является ли гомосексуализм врожденной особенностью или это что-то приобретенное, и, наконец, под чьим влиянием человек может стать гомосексуалистом.
Выяснилось, что в основном россияне относятся к гомосексуалистам негативно. 45 процентам наших сограждан общаться с собеседником нетрадиционной ориентации неприятно (для сравнения – при общении с представителями другой национальности негативные эмоции испытывает только 10% россиян). 38% опрошенных говорят, что при общении с гомосексуалистами не испытывают никаких особых эмоций. И всего 3% отметили, что испытывают положительные эмоции при общении с представителями секс-меньшинств. Иными словами, почти половина опрошенных россиян видят в общении с гомосексуалистами что-то неприятное.

На вопрос о природе и происхождении гомосексуализма 61% участников опроса ответили, что это – скорее приобретенное, чем врожденное (25%). Мужчины придерживаются такой точки зрения чаще, чем женщины (64% против 58%).

Среди тех, кто считает гомосексуализм приобретенной особенностью, 47% полагают, что ключевым фактором формирования у человека нетрадиционной сексуальной ориентации являются СМИ и пропаганда. Многие также отмечали, что повлиять может воспитание, специфические условия пребывания (например, тюрьма), социальное положение человека, его окружение и т.д.

Подводя итог, можно сказать: россияне сегодня не готовы воспринимать гомосексуализм как норму жизни. Можно разрешить гей-парады, но в итоге это будет просто опасно: на представителей секс-меньшинств могут напасть какие-нибудь радикалы, затем вмешается полиция, и в итоге праздник превратится в кровавое побоище. Можно разрешить однополые браки, но надо ли это делать, когда у нас проблемы с обычными браками? По количеству разводов на 1000 человек мы сегодня находимся на первом месте.

Говоря иначе, гнаться за чужими «достижениями» в гей-вопросе было бы неправильно. У российского общества свои проблемы, а следовательно, и решение должно быть свое. Поэтому нет ничего странного в том, когда руководство нашего государства сознательно не хочет поддерживать искусственно навязываемых инициатив.

Так, в середине апреле Россия не поддержала предложения глав МИД «Большой восьмерки» обеспечить секс-меньшинствам особую правовую защиту. На встрече в Вашингтоне говорилось о том, что люди с нетрадиционной ориентацией часто испытывают на себе давление, «находятся под угрозой смерти, сталкиваются с жестокостью, преследованиями и дискриминацией из-за сексуальной ориентации во многих странах по всему миру». Российские представители, присутствовавшие на встрече, отказались поддерживать такую формулировку. Как пояснил тогда замминистра иностранных дел Сергей Рябков, в международном праве нет отдельных норм по защите лиц в соответствии с их сексуальной ориентацией. А раз так, то и не следует «искусственно вычленять» их из общества.

Наверное, можно только похвалить сотрудников российского МИДа за то, что они не боятся отстаивать собственную точку зрения, не делая реверансов в сторону «прогрессивного» западного сообщества. Нужно быть объективными: гомосексуализм не считается в России преступлением, но и принять его как нечто абсолютно правильное россияне не готовы. Об этом свидетельствуют массовые опросы и реакция граждан на сообщения СМИ. Депутаты попытались ввести закон о пропаганде и наткнулись на серьезное противоречие в законодательстве, а это значит, что проблема намного глубже. Возможно, со временем они сумеют выработать какую-то новую формулировку, которая устроит всех: и ЛГБТ-сообщество не обидит, и детей от вредной информации защитит. А пока нужно самостоятельно искать какой-либо общественный компромисс. Гей-активистам следовало бы помнить об одной важной вещи: чем больше прав, тем больше и ответственности. В последнее время они часто выходят на совместные акции с представителями несистемной оппозиции, и это сочетание подчас выглядит просто нелепо – как для одних, так и для других. Совпадают ли их цели? Если да, то скорее только номинально.

Общественно-политическая интернет-платформа "Русь"


rusplt
+6