Интернет переиграл «ящик»: что теперь будет с выборами?

29.05.2012

Аудитория «Яндекса» впервые в России стала больше аудитории самого популярного канала ТВ - Первого

Интернет переиграл «ящик»: что теперь будет с выборами?
Российский интернет-гигант «Яндекс» наконец одолел по аудиториям другого монстра - Первый канал отечественного телевидения. Такие данные приводит аналитическая компания TNS, специализирующаяся на исследованиях в сфере рейтингов и аудиторий. И этот факт сам по себе значит довольно немало, поскольку многие наблюдатели напрямую связывали результаты прошедших в России выборов с влиянием на неокрепшие наши с вами умы «прозападно-либерального» Интернета и «ура-патриотического зомбоящика». Что же теперь будет?

По данным аналитиков, в апреле российский поисковик ежедневно посещало около 19 млн человек, а «Первый канал» смотрели чуть больше 18 млн зрителей. Правда, пока «Яндекс» отстаёт от главной государственной империи на рынке масс-медиа по недельной и месячной аудиториям, а также по средней длительности просмотра (10 минут против 1 часа).

Заодно сокращается и разница между аудиторией всех телеканалов и всего Рунета. По оценке TNS, в апреле каждый день интернетом пользовалось 30,5 млн россиян - это примерно на миллион меньше, чем смотрели ТВ.

О противостоянии Сети и телевизора говорят давно и много. По одной из версий, Медведев и Путин накануне выборов принципиально делали ставки на разные ресурсы. Первый публично выступал как активный сторонник всевозможных «девайсов», публиковался в Facebook, Twitter и сети «Вконтакте». Путин же рассчитывал на поддержку телевидения и вообще практически никак не проявлял себя в сети.

Если исходить из этой версии, то на март 2012 года ставка на «ящик» оказалась правильной с точки зрения результата. Однако в перспективе этот расклад, судя по всему, будет меняться. Но не так уж быстро и не так уж трагично. Да, аудитории традиционных телеканалов несколько падают, а сетевых, вроде канала «Дождь», растут. Но.

Во-первых, специалисты говорят о том, что это очень разные аудитории. Интернет-пользователи - это достаточно молодые жители Санкт-Петербурга, Москвы и ещё трёх-четырёх крупных городов, где есть более или менее приличный доступ к интернету. Как раз там осенью-весной и развивалось протестное движение. Кроме того, характерная особенность аудитории поисковика состоит в том, что она приходит туда всего на несколько минут - иногда всего лишь посмотреть погоду, пробки или афишу.

В небольших и даже достаточно крупных городах с несущественным проникновением интернета телевизор является не просто средством массовой информации, а скорее образом жизни. Он охватывает более взрослую аудиторию по всей стране и охватывает её куда крепче, чем поисковик, который вообще не производит свой контент. Телевидение же обладает такими мощнейшими по воздействию вещами, как трансляции парада Победы, хоккейных и футбольных матчей и т.п.

Во-вторых, в Кремле, похоже, давно пересмотрели легкомысленное отношение к интернету. Ещё три года назад издание SmartMoney приводило информацию о том, что Кремль расценивает «Яндекс» как стратегический медийный актив и ни за что не уступит его иностранцам, чтобы не столкнуться с недружественным влиянием на этой крупнейшей площадке Рунета.

В июле 2009 года лояльный российскому правительству олигарх Алишер Усманов объявил о том, что им достигнута договоренность о приобретении 10 процентов акций поискового портала «Яндекс» (руководство «Яндекса» эту информацию, впрочем, не комментировало). Тогда наблюдатели делали вывод о том, что Усманов, покупая долю в поисковике-практически монополисте рынка контекстной рекламы, вновь выступил «в привычной для себя роли блюстителя госинтересов» и при этом не действовал в ущерб себе.

Потом была ещё история с продажей Сбербанку золотой акции Yandex, которую также можно расценивать как свидетельство неких партнёрских договорённостей между компанией и властями.
Тогда акционерное общество Yandex N.V, которое владеет поисковиком «Яндекс», сообщило о заключённом в 2009 году договоре о продаже своей золотой акции Сбербанку по номинальной стоимости 1 евро. С её помощью Yandex дал российским властям в лице Сбербанка вероятность влиять на ключевые решения в компании.

Благодаря золотой акции Сбербанк может блокировать продажу Yandex своих ключевых активов. Начиная с августа 2009 года любой акционер, скупивший более 25% от уставного капитала или голосов компании, обязан через совет директоров запросить у Сбербанка разрешение на владение такой долей. В случае отрицательного ответа совет директоров принимает решение о продаже доли акций, превышающей 25%, одному или нескольким инвесторам по рыночной цене либо на фондовой бирже.

Очевидно, что нынешние российские власти достаточно адекватно оценивают влияние на информационное поле неподконтрольных им ресурсов вроде Google, Facebook или Twitter.
Между тем, другая российская интернет-компания - Mail.ru Group самостоятельно ввела ограничение на участие иностранного капитала. Устав компании запрещает какому-либо не российскому акционеру распоряжаться более чем 35% голосов (этого предела уже достиг южноафриканский холдинг Naspers), а в совокупности акционеры, не являющиеся россиянами, не могут распоряжаться более чем 45% голосов.

Судя по всему, в дальнейшем можно ожидать широкого похода государства в Интернет. Увидим ли мы вместо «зомбоящика» «зомбояндекс», покажет время.

Общественно-политическая интернет-платформа "Русь"


rusplt
+6