Кто позаботиться о правах пациентов психиатрического стационара в Питере?!

29.05.2012

24-го мая Владимир, доброволец Гражданской комиссии по правам человека Северной столицы (www.cchr.spb.ru), провел одиночный пикет у Городского психоневрологического диспансера со стационаром № 7 (далее - ГПНДС № 7). Он раздавал листовки Комиссии и протестовал против нарушений прав пациентов в отечественных психиатрических стационарах.

ГПНДС № 7 находится в Адмиралтейском районе С-Петербурга, он стал известнее петербуржцам после того, как представители городской Администрации заявили о его возможном скором закрытии из-за плохих условий содержания. В российских психиатрических стационарах, включая ГПНДС № 7, сохраняется установка на максимальное ограничение самостоятельной активности пациентов, что приводит, в частности, к режиму закрытых дверей. Наружные двери отделений, а также двери всех кабинетов, обычно закрываются на специальные ключи, и пациенты зачастую не имеют возможности самостоятельно пройти ни в одну из комнат (кроме туалета). Режим открытых дверей существует лишь в некоторых санаторных отделениях, например в нескольких отделениях психбольницы № 1 Санкт-Петербурга. О такой ситуации в масштабах России сообщается также в публикации Московской Хельсинкской группы за 2004 год под названием “Права пациентов психиатрических стационаров. Фундаментальные права/Права человека и психиатрия в Российской Федерации: доклад по результатам мониторинга и тематические статьи”.

Свидания с посетителями в ГПНДС № 7, как и во многих других психиатрических учреждениях, бывают разрешены ежедневно лишь в определенные часы (иногда, впрочем, существуют исключения, они касаются случаев, когда пациент находится в так называемом “остром состоянии” и помещен в наблюдательную палату, в этих случаях решение принимается психиатрами и не может быть обжаловано родственниками пациента).

В некоторых отделениях ГПНДС № 7, как и в иных психстационарах Петербурга, существуют жёсткие ограничения, они распространяются на большинство пациентов и касаются времени или условий свидания: к примеру, разрешение свиданий лишь два или один раз в неделю; возможность их осуществления только в присутствии сотрудника больницы: медсестры, соцработника или санитара; разрешение встреч лишь с родственниками, но не с друзьями пациента; необходимость получить разрешение на свидание у заведующего отделением; и т. п. И это при том, что речь идет о пациентах медицинского учреждения, а не о заключенных в следственном изоляторе. О подобной ситуации в различных психбольницах России писал, к примеру, “Независимый психиатрический журнал” за 2004 год (№ 3) в статье “Мониторинг психиатрических стационаров России – материалы к обсуждению”.

Помещение пациентов в так называемые наблюдательные палаты в ГПНДС № 7 – это особый вопрос. Специальная палата для пациентов с выраженными суицидальными намерениями или агрессивными тенденциями, нуждающихся в дополнительном уходе, “превращается” в ГПНДС в наблюдательную палату, как и в некоторых иных российских психбольницах России, что совершенно неправильно... О необходимости специальных палат писал А.Б. Смулевич в “Справочнике по психиатрии, под редакцией А.В. Снежневского/Уход за психически больными в больнице” (второе переработанное и дополненное издание; Москва, Медицина, 1985).

Вместо дополнительного ухода в специальной палате пациенту в наблюдательной палате запрещают покидать ее по собственному желанию; выход из палаты разрешается, как правило, только в сопровождении медперсонала, что создает дополнительные трудности для человека, находящегося в тяжелом психическом состоянии. Недопустимо часто в наблюдательных палатах в ГПНДС № 7 применяются меры физического стеснения.

Согласно данным мониторинга, в 24% общепсихиатрических отделений в наблюдательных палатах в России находился каждый третий или четвертый пациент, будучи таким образом дополнительно ограничен в своей свободе. В некоторых таких отделениях в наблюдательные палаты помещаются все поступающие пациенты, вне зависимости от тяжести своего состояния. Благодаря прогрессивной общественной деятельности Франко Базальи, известнейшего ученого-психиатра, в Италии было закрыто множество психбольниц, где серьезно нарушались права пациентов. Франко Базалья, итальянский психиатр-реформатор, сказал для документального фильма «Деятели науки: Франко Базалья»: “Я не мог бы предложить абсолютно ничего связанного с психиатрией для традиционной психиатрической больницы. В больнице, где пациенты связаны, полагаю, никакой вид терапии, будь то медикаментозная терапия или психотерапия, не способен принести пользу этим людям, которые поставлены в положение подчинения и заточения теми, кто должен заботиться о них...”

Учитывая вышеописанное, у правозащитников остается следующий вопрос: почему же ответственные сотрудники Администрации Санкт-Петербурга, ранее заявив о необходимости закрытия ГПНДС № 7, не претворили свои слова в жизнь?!

Международная Гражданская комиссия по правам человека была создана Церковью Саентологии и почетным профессором психиатрии Томасом Сасом в 1969 году. Гражданская комиссия по правам человека Санкт-Петербурга является частью сети аналогичных организаций в различных странах мира с 1998 года.


Roman
+4.5