Приветствуя Чика Кориа и вспоминая Бада Пауэлла...

18.06.2012

В Россию приезжают легендарные джазмены Бобби Макферрин и Чик Кореа. Музыканты впервые выступят с совместными концертами в Москве и Санкт-Петербурге. О Чике Кориа, его правозащитной деятельности и нарушениях прав джазменов - настоящая статья президента Гражданской комиссии по правам человека Санкт-Петербурга (www.cchr.spb.ru), Романа Чорного.

Б. Макферрин — это темнокожий певец-виртуоз, с великолепным слухом дирижера и даром имитатора, часто привлекающий для создания новых произведений зрительный зал. Чик Кореа - пианист, последователь знаменитого композитора и трубача Майлза Дэвиса и один из немногих "электроклавишников", имеющих оригинальный и узнаваемый стиль исполнения. Оба многократные обладатели премии "Грэмми" и много гастролирующие артисты. Бобби Макферрин и Чик Кориа давно сложившийся творческий дуэт. Их сотрудничество началось вначале 90-х, когда они выпустили несколько совместных альбомов, в частности, представили оригинальные интерпретации двух фортепьянных концертов Моцарта (http://www.svobodanews.ru/content/article/24613145.html - по состоянию сайта на 14.06.12).

Интересно, что Чик Кориа долго и плодотворно сотрудничает с Международной Гражданской комиссией по правам человека. На одном из сайтов Международной Гражданской комиссии даже приводится его обращение (http://www.harming-artists.ru/obr-ch-k.htm - по состоянию сайта на 14.06.12). Вот выдержки из этого обращения: «Первые годы своей творческой жизни артист обычно проводит в поисках художественной формы. Упражняется, пробует, стажируется, исследует нехоженые тропы, учится всеми доступными способами. Он не получает денег за свой тяжёлый труд. Это его вложение в будущие победы... Артист упорно стремится к своей изначальной творческой цели. Он помнит о воздействии, которое хочет создать своим искусством, и движется вперёд, несмотря ни на что. Артист должен нести людям своё искусство, в каких бы тяжелых условиях ему ни приходилось работать. Он обязан оставаться честным и при этом достаточно зарабатывать, чтобы обеспечивать себя. Та ещё задача, доложу я Вам... Однако очень часто успех артисту обходится слишком дорого, и дело здесь не в искусстве, а в сознательной манипуляции и намеренном разрушении личности артиста всеми средствами.

Такова трагедия Бада Пауэлла – гения джазовых инноваций. Моё краткое послание посвящено не его выдающимся заслугам, которым я не устаю отдавать должное, а бесполезному и бесчеловечному психиатрическому вмешательству, погубившему сначала его карьеру, а затем и перекрывшему сам источник его творческих способностей.

Психиатрия и её родственники (психология с психоанализом) принесла артистическому сообществу много боли, хаос и крушение творческих надежд. Поэтому пришла пора рассказать правдивую историю. Не обладая пониманием ни жизни, ни искусства, психиатры и психологи не могут ни исцелять, ни по настоящему помогать. Они чрезвычайно опасны для вашего творческого благополучия и роста. Обращаясь к ним за «помощью» в разрешении неизбежно возникающих у артиста стрессов и проблем, вы их только усугубите, а свои творческие способности ослабите и в итоге погубите. Я искренне даю этот совет всем талантливым людям творческих профессий, которым не безразличны их успех и сама жизнь...»

Думаю, уместно будет вспомнить историю Бада Пауэлла, виртуозно владевшего пианино и создавшего стиль «би-боп». Бад родился в 1924 году в Гарлеме и был талантлив не по годам. Когда ему исполнилось семь лет, местные музыканты уже брали его с собой на концерты, и слушатели им восхищались. Свои первые записи он сделал в 19 лет. В 1945 году он был жестоко избит полицией и поступил на обследование в психиатрическую клинику Биллвью.

При оформлении документов в графе «Род занятий» он записал: «Пианист, автор более 1000 песен». На основании этой записи психиатр поставил ему диагноз «мания величия» и поместил в смирительную рубашку. Приходя в себя почти целый год после избиения и лечения, Бад страдал ужасными мигренями и приступами, был очень рассеян. В 1947 году, вскоре после написания песни «Силия», которую он посвятил своей дочери, его вновь поместили в больницу, на этот раз на 11 месяцев. И тут Б. Пауэллу не повезло. Его подруга, Джеки Маклин рассказывала: «Бад мало что помнил о своей жизни до больницы, это из-за лечения электрошоком, которое ему провели… Я, бывало, назову ему кого-нибудь, он задумается и спрашивает – кто-кто?»

Электрошок или электросудорожная терапия (ЭСТ) — это пропускание через голову пациента электрического тока большой силы и напряжения. В прошлом многие пациенты от подобной «терапии» умирали. Частичная или полная потеря памяти после ЭСТ являются частым осложнением после такой терапии.

В 1951 году Пауэлла арестовали за какую-то историю с наркотиками, поместили в психиатрическую клинику Пилгрим ещё на 11 месяцев и вновь подвергли ЭСТ. Его здоровье стало быстро ухудшаться. В 1959 году он переехал во Францию, где ему продолжили давать торазин, мощнейший психиатрический препарат, известный как «химическая лоботомия». В России этот препарат широко известен, как «аминазин» — первый синтезированный нейролептик (1950 год), один из основных и наиболее типичных препаратов этого класса. Приём этого нейролептика может приводить, в частности, к симптомам психоза, утяжеляющим течение основного психического расстройства...

К 1964 году Пауэлл распух, его глаза были пустыми, походка его стала шаркающей, свидетельствуя о том, что он находится под воздействием препаратов. Его печень отказала, он страдал туберкулёзом и плохо питался. 16 августа того же года Пауэлл скончался. Чтобы проводить его в последний путь, на улицы Гарлема вышли 5 000 человек...

Здесь я позволю себе напомнить читателям слова Чика Кориа, приведенные мной выше: «Такова трагедия Бада Пауэлла – гения джазовых инноваций. Моё краткое послание посвящено не его выдающимся заслугам, которым я не устаю отдавать должное, а бесполезному и бесчеловечному психиатрическому вмешательству, погубившему сначала его карьеру, а затем и перекрывшему сам источник его творческих способностей...»

Надеюсь, что Чик Кориа порадует российских поклонников своими выступлениями. А российских джазовых музыкантов я призываю тщательно ознакомиться с его обращением. Ведь, проблемы и жизненный путь Бада Пауэлла типичен, увы, далеко не только для американских музыкантов...

Роман Чорный,
правозащитник и врач

Международная Гражданская комиссия по правам человека была создана Церковью Саентологии и почетным профессором психиатрии Томасом Сасом. Гражданская комиссия по правам человека Санкт-Петербурга является частью сети аналогичных организаций в мире с 1998 года. Газета «Право на разум» была основана Гражданской комиссией по правам человека Санкт-Петербурга несколько лет назад.


Roman
+4.5