Пострадавшая от жестокости в российской психбольнице обращается в Страсбург

18.06.2012

Авторитетный правозащитный портал «Права человека в России» опубликовал в июне 2012 года информацию о направленной в Страсбургский суд жалобе из России на ужасающие условия содержания в психиатрическом стационаре. Комментарии Гражданской комиссии по правам человека Санкт-Петербурга по этому важному событию в настоящем пресс-релизе.

Бывшая пациентка Республиканской клинической психиатрической больницы имени Бехтерева (РКПБ) из Казани, Татарстан, Альфия Габетдинова (имя и фамилия изменены) направила жалобу на бесчеловечные условия содержания в РКПБ в Европейский суд по правам человека (http://hro.org/node/14319 — по состоянию сайта на 14.06.12).

В жалобе А. Габетдинова отмечает, что в ее деле имело место нарушения статей 3, 5 и 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это бесчеловечные и унижающие достоинство условия содержания в психиатрическом учреждении; непредоставление медицинской (соматической, а не психиатрической) помощи; незаконное, по мнению заявительницы, содержание ее в психиатрической лечебнице; а также необоснованное вмешательство в ее личную жизнь.

С мая 2009 по декабрь 2011 года Альфия Габетдинова находилась в инфекционном отделении Республиканской клинической психиатрической больницы имени Бехтерева. В палате вместо туалета стояло отгороженное переносной ширмой ведро, которым по очереди пользовались пациенты. Рядом за столом принимали пищу другие пациенты. Альфия Габетдинова утверждает: «Ширма тряпичная, не закрывала больного со всех сторон, ее в любой момент могли отодвинуть мужчины, поэтому пациент никогда не чувствовал себя изолированным... Ведро выносили 1 раз в день, когда оно наполнялось содержимым, все остальное время ведро находилось в непроветриваемой палате, поэтому во всем отделении стоял сильный неприятный запах. В палате не было и умывальника, в баню я могла ходить только раз в десять дней, однако никто из медицинского персонала не следил за качеством мытья пациента».

Эксперты Санкт-Петербургской Гражданской комиссии по правам человека выражают свое недоумение в связи с тем, что в психиатрической клинике в одном отделении содержались мужчины и женщины. Тот факт, что в столичной психиатрической клинике люди днями вынуждены принимать пищу рядом с отхожим местом, наличие постоянного запаха испражнений, возможность помыться только один раз в десять дней, вызывает оторопь. И речь идет не о 90-ых годах 20-го века, а о недавнем времени!

На протяжении двух лет А. Габетдинова не была на прогулке на свежем воздухе, за исключением случаев доставления ее на судебные заседания. «Все вышеперечисленные факты подтверждены проверками сотрудниками Роспотребнадзора и прокуратуры», - сообщает портал «Права человека в России». Эксперты Санкт-Петербургской Гражданской комиссии по правам человека отмечают, что жалобы на длительное отсутствие прогулок в психбольницах поступают в Комиссию от бывших пациентов из различных регионов России, что говорит о системном характере подобного рода нарушений в Российской Федерации.

В отношении заявительницы в Страсбургский суд неоднократно применялись меры физического стеснения, то есть фиксация верхних и нижних конечностей путем привязки их к кровати матерчатыми полосными вязками. В этой процедуре принимали участие пациенты больницы мужского пола. Петербургские правозащитники считают недопустимым подобное по следующим причинам: в России существуют ведомственные инструкции о том, в каким случаях и каким образом можно осуществлять так называемые вязки в психбольницах. Основания для проведения вязок должны отмечаться в истории болезни. И эту процедуру могут осуществлять только (!) сотрудники психиатрических больниц, но никак не пациенты!

С момента поступления в медицинское учреждение А. Габетдинова, будучи ВИЧ-позитивной, являлась кандидатом на получение соответствующего лечения. Но врачи РКПБ с соответствующей заявкой в региональный «СПИД-центр» так и не обратились. Из-за этого у женщины резко ухудшилось здоровье.

А. Габетдинова считает, что суды кассационной инстанции рассматривали жалобы на незаконность применения в отношении нее принудительного лечения в психиатрическом стационаре в слишком длительные сроки. Эксперты Гражданской комиссии по правам человека Санкт-Петербурга отмечают, что проблема длительного ожидания рассмотрения в кассационной инстанции вопроса о недобровольном или принудительном лечении в психбольницах присутствуют во многих регионах Российской Федерации.

В течение длительного времени Альфия Габетдинова не могла сообщить родственникам, какое именно лечение она получает — она лишь говорила, что ей делают уколы и дают таблетки. Мать Альфии, признанная ее опекуном, пыталась узнать у психиатров подробности лечения, но получала отказ. Только после письменных обращений на имя главы больницы женщине предоставляли необходимую информацию. Альфия Габетдинова также полагает, что отказ в возможности выбрать лечащего врача в рамках ее принудительного лечения в психиатрической больнице также является незаконным актом вмешательства в ее личную жизнь. Эксперты Санкт-Петербургской Гражданской комиссии по правам человека разделяют точку зрения Альфии Габетдиновой в этом вопросе и отмечают, что, по их мнению, гражданин должен иметь право на собственный выбор психиатра, даже если человек находится на принудительном лечении. Право на выбор врача, на информацию о получаемом лечении гарантируют Основы законодательства Российской Федерации о здравоохранении.

Эксперты Санкт-Петербургской Гражданской комиссии по правам человека убеждены, что Европейский суд по правам человека может признать приемлемой данную жалобу ввиду ее актуальности и типичности нарушений, описанных в ней. Комиссионеры также восхищены мужеством Альфии Габетдиновой, решившейся, не взирая на поставленный ей психиатрический диагноз, отстаивать свои права до конца.

Международная Гражданская комиссия по правам человека была создана Церковью Саентологии и почетным профессором психиатрии Томасом Сасом. Гражданская комиссия по правам человека Санкт-Петербурга является частью сети аналогичных организаций в мире с 1998 года.



Roman
+4.5