ФКС: на шаг ближе к принятию


В 2012 году закон «О федеральной контрактной системе» повторно рассмотрен Правительством Российской Федерации. В предыдущий раз документ был отправлен на доработку и дальнейшее межведомственное согласование, поскольку Министерство финансов РФ и Федеральная антимонопольная служба выступили с жесткой критикой законопроекта.



В 2012 году закон «О федеральной контрактной системе» повторно рассмотрен Правительством Российской Федерации. В предыдущий раз документ был отправлен на доработку и дальнейшее межведомственное согласование, поскольку Министерство финансов РФ и Федеральная антимонопольная служба выступили с жесткой критикой законопроекта.

Как отметили эксперты и представители самих ведомств, перед очередным рассмотрением в Правительстве документ был частично переработан, в результате чего Министерству экономического развития РФ и ФАС удалось значительно сблизить свои позиции.

Законопроект был внесен в Государственную Думу и принят в первом чтении. Заинтересованные стороны в течение 30 дней могут представить свои поправки в документ.

Законопроект «О ФКС» в полном объеме регламентирует закупочный цикл, как то: планирование и прогнозирование государственных и муниципальных нужд, формирование и размещение заказа, исполнение контрактов и приемка результатов, мониторинг, аудит, надзор и контроль за соблюдением устанавливаемых требований.

Пересмотру подверглись так называемые антидемпинговые меры. Теперь у поставщика есть возможность предлагать снижение цены более чем на 25% от ее начального уровня. Для этого ему придется предъявить гарантийное письмо от производителя, если речь идет о товарах, или развернутое обоснование снижения цены, если речь идет об услугах. В том случае, если речь идет о работах, для выполнения которых необходимо наличие допуска, выдаваемого соответствующей саморегулируемой организацией, участник конкурса будет обязан предоставить заключение данной саморегулируемой организации о возможности выполнения данных работ по выставленной в заявке цене.

Довольно серьезные изменения произошли и в механизмах закупок, введены такие виды конкурсов, как двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием и запрос предложений. При этом запрос предложений теперь признается допустимым только в течение четвертого квартала каждого года, если на закупку товара (услуги) были выделены дополнительные средства, или если предыдущие торги были признаны несостоявшимися, а заказчик не имеет достаточного времени для проведения новых торгов по стандартной процедуре.

Также были скорректированы процедуры, связанные с возможностью одностороннего расторжения контракта. С одной стороны, произошло сокращение сроков для оспаривания расторжения в контрольном органе – теперь этот срок составляет 10 дней. С другой стороны, в законопроект были внесены дополнительные меры по защите поставщика. В тексте документа присутствует положение, согласно которому заказчик обязан уведомлять ФАС о желании разорвать контракт, а также публиковать соответствующую информацию на своем интернет-сайте.

Кроме того, в текст внесены антикоррупционные поправки, а именно: общественные организации смогут на основании данных о государственных закупках подавать судебные иски о защите прав неограниченного круга лиц; участником системы государственных закупок признаются любые лица, обладающие дееспособностью.

Стоит упомянуть и о частичной либерализации требований к обеим сторонам торгов. В обновленном варианте законопроекта из списка документов, которые необходимо предъявлять для участия в торгах, убраны те, которые в подавляющем большинстве случаев реально не требуются.

Министерством экономического развития предусмотрено поэтапное введение в действие нового закона. Закупка товаров, работ и услуг из утверждаемого Правительством РФ перечня будет и в дальнейшем осуществляться посредством проведения открытых аукционов в электронной форме. Таким образом, электронный аукцион останется преимущественной формой государственных закупок. Именно поэтому электронные площадки, используемые для размещения государственного заказа, будут работать согласно нормам закона ФЗ-94 «О госзакупках» до момента получения аккредитации по правилам закона «О Федеральной контрактной системе».

Несмотря на то, что в целом оценка новой версии закона со стороны ФАС носит гораздо более позитивный характер, представители ведомства считают, что некоторые изменения, произведенные Министерством экономического развития, могут привести к серьезным проблемам в сфере госзаказа. Текст законопроекта был изложен в новом формате, что создает необходимость разработки нового пакета подзаконных актов, регулирующих госзакупки. По оценкам ФАС, речь идет более чем о 20 подзаконных актах, на формирование которых может уйти до нескольких лет. Более того, под вопросом оказывается актуальность наработанной за несколько лет судебной практики, а это значит, что придется переобучать огромное количество специалистов в сфере государственного заказа.

В то время как государственные ведомства продолжают взаимные консультации, направленные на достижение компромисса в отношении содержания закона «О ФКС», профессиональное сообщество строительной отрасли вновь заявляет о необходимости учета особенностей государственных закупок в сфере строительства при формировании итогового варианта Федеральной контрактной системы.

Как указывают эксперты отрасли, на сегодняшний день добросовестные заказчики зачастую вынуждены применять квазикоррупционные методы отбора поставщиков, ориентируясь на их репутацию и опыт работы, поскольку действующее законодательство не предоставляет заказчикам такой возможности. При этом отмечается, что нынешняя система размещения госзаказа в строительстве не является реальным препятствием для сговора участников рынка.

Члены профессионального сообщества настаивают на том, что в строительной отрасли ключевыми факторами отбора претендентов должны быть деловые и репутационные характеристики участников конкурса. Кроме того, высказываются предложения об увеличении роли саморегулируемых организаций в исполнении государственного заказа. Для этого предлагается вводить представителей саморегулируемых организаций в конкурсные комиссии, а также сообщить СРО определенные функции в части контроля качества исполнения контракта и ввода зданий и сооружений в эксплуатацию.

Насколько эти пожелания будут учтены в итоговом варианте закона «О ФКС», пока сказать сложно. Тем не менее, то, как разворачивается процесс согласования документа, позволяет предполагать, что более гибкие, комплексные конкурсные механизмы, ориентированные в первую очередь на обеспечение качества закупаемых товаров и услуг, имеют определенные шансы на вхождение в законопроект.

Как отмечает генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс» Дмитрий Мурзинцев: «Строительная отрасль нуждается в развитой и эффективной системе госзакупок, механизмы которой, гарантируя защиту интересов обеих сторон, заказчика и подрядчика, могли бы обеспечить надлежащее исполнение заключаемых контрактов на требуемом уровне качества и безопасности строительства. В данном контексте одна из важнейших задач саморегулируемого сообщества – выработать подходящие для этого конкретные решения и донести их до министерств и ведомств, комитетов органов законодательной власти, занимающихся доработкой законопроекта».
{videos}

sroesp
+1
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке