Рецепт от оператора связи, или как излечить систему здравоохранения

17.07.2012

Блог Тине Кристенсен (Tine Christensen), директора консалтингового подразделения Cisco Internet Busin¬¬ess Solutions Group (IBSG)

Система здравоохранения США страдает от множества острых симптомов. Быстрый рост стоимости медицинского обслуживания, эпидемия хронических заболеваний, изменение демографической структуры населения – все это признаки разрастающегося кризиса. Если к тому же учесть неэффективность и длительность процедур в американском конгрессе и нерешенность вопросов регулирования, то станет ясно, что надежд на "чудесное выздоровление" в ближайшем будущем нет и быть не может.
Тем не менее в конце туннеля забрезжил свет из совершенно неожиданного источника. Этот источник - операторы связи. Для пациентов они могут стать поставщиком важных услуг и знаний, облегчающих навигацию по хитросплетениям медицинских систем и упрощающих процедуры экстренной и профилактической медицинской помощи, а также услуг реабилитационного периода. Для страховых же компаний и больниц операторы могут стать важным звеном, оптимизирующим взаимодействие с пациентами и, что особенно важно, позволяющим контролировать расходы и реагировать на новые тенденции в области профилактической медицины и удаленного мониторинга состояния здоровья. А для самих операторов связи появились перспективы выхода на огромный рынок здравоохранения. В 2011 году его объем в США составил ни много ни мало 2,64 триллиона долларов!
Технологию в целом называют ключевым фактором, способным решить проблемы американского здравоохранения. Появляются сотни приложений и устройств, предназначенных для культивирования здорового образа жизни, оповещения о приеме лекарств и мониторинга важных медицинских показателей. С помощью современных сетей стало возможным проводить сложные медицинские анализы в домашних условиях.
Многие из этих решений разрабатываются для помощи людям, страдающим от хронических болезней. На пять процентов жителей США приходится половина медицинских расходов, а на лечение шести хронических заболеваний, в том числе сердечной недостаточности, диабета, гипертонии и рака, ежегодно тратится более 655 млрд долларов. Исследования показали, что эти расходы можно сократить на 30 процентов или почти на 200 млрд долларов, если усовершенствовать мониторинг и поддержку пациентов.
Проблема в том, что новейшие технические решения, разработанные для этих целей, носят разрозненный характер и часто поставляются начинающими или небольшими (хотя и весьма новаторскими) предприятиями. Здесь-то и должны сыграть свою роль операторы связи. Консалтинговое подразделение Cisco Internet Business Solutions Group (IBSG) вместе с ведущими американскими операторами постаралось выяснить, каким образом операторы связи могли бы создавать интегрированные и доступные решения для широкого круга пациентов и медицинских учреждений, не забывая при этом о прибыльности своего бизнеса. В этом плане операторы обладают уникальными преимуществами:
• Они доминируют на "домашнем" рынке: к их сетям подключено более 110 млн американских домохозяйств, причем почти 80 процентов подключенных домохозяйств могут пользоваться услугами широкополосной связи. Проведенные исследования неоднократно подтверждали, что отношения между операторами и абонентами характеризуются высоким уровнем доверия.
• Операторы, как никто другой, способны вступать в партнерские отношения с небольшими компаниями и интегрировать их решения для медицинского рынка. Порой проблему может решить простой таймер для принятия лекарств, но в иных случаях, кроме таймера, в доме пациента нужно установить до пяти других устройств. Оператор связи располагает инфраструктурой, позволяющей подключить все эти устройства к сети и обеспечить надежную передачу необходимой информации.
• Многие операторы уже сегодня предлагают абонентам услуги медицинского характера, включая устройства для совместной работы, просмотр учебных фильмов, хранение данных, удаленные доступ к устройствам и мониторинг.
• Операторы имеют богатый опыт разработки комплексных управляемых услуг и поддержки партнерских отношений в рамках широких экосистем. В сфере здравоохранения они способны подключить друг к другу врачей, страхователей, производителей приборов, разработчиков приложений и пациентов, которым их услуги нужны в первую очередь.

Обрисовав широкий круг возможностей для операторов в данной области, Cisco IBSG рекомендует им выходить на медицинский рынок постепенно и поэтапно, с учетом высокого уровня неопределенности относительно дальнейшего направления развития этого рынка. В краткосрочной перспективе на этом рынке можно предложить услуги для совместной работы (мониторинг состояния здоровья, помощь престарелым, поддержка здорового образа жизни и т.п.). На начальном этапе платить за эти услуги будут, скорее всего, сами пациенты, операторы же будут тестировать новые услуги, заниматься маркетингом и прорабатывать вопросы сокращения расходов и увеличения прибыльности. В долгосрочном же плане операторы могут перейти к более комплексной модели, включающей продажу страховщикам, больницам и медицинским сетям услуг по уходу за тяжелобольными пациентами.
Специалисты системы здравоохранения все больше склоняются к тому, что общую нагрузку на эту систему могли бы сократить профилактические меры и меры по уходу за пациентами в домашних условиях. Если это так, то операторы связи могут рассчитывать на большие перспективы в том, что касается поддержки систем здравоохранения.