Термокружки

Эксперты ТПП ожидают массовых налоговых проверок бизнеса в 2013-2014 годах

23.09.2012

В Торгово-промышленной палате РФ состоялся круглый стол по теме «Управление налоговыми и сопутствующими рисками в процессе инвестирования». Организовала заседание рабочая группа по управлению налоговыми рисками при Экспертном налоговом совете ТПП РФ.

В мероприятии приняли участие собственники и руководители ведущих российских и иностранных компаний, члены профильных комитетов и департаментов Торгово-промышленной палаты РФ и других деловых общественных организаций, представители государственных органов, эксперты, представители СМИ.
На правах хозяина площадки мероприятие открыл заместитель директора Юридического департамента ТПП РФ Дмитрий Фадеев. В своем выступлении он заметил, что одной из важнейших составляющих инвестиционного климата является гарантированный и непересматриваемый подход к правовому режиму иностранных инвестиций. «Однако Высший арбитражный суд преподнес неприятный сюрприз, одним судебным актом увеличив в несколько раз налоговую нагрузку на денежные средства, вложенные в российскую экономику. Речь идет об определении от 12 августа 2011 года N ВАС-8654/11 по делу угольной компании, - напомнил представитель ТПП. - Суть того спора заключалась в оценке права компании включать в состав расходов по налогу на прибыль проценты по займу, предоставленному иностранной материнской компанией. До появления этого определения суды исходили из права компаний учитывать проценты по таким займам в составе расходов по налогу на прибыль. Предоставление заемных средств иностранными акционерами являлось основным способом инвестирования иностранного капитала в российскую экономику. Поворот судебной практики на 180 градусов для тысяч организаций, финансируемых иностранными инвесторами, означило необходимость доплатить в бюджет значительные суммы налогов за предшествующие налоговые периоды с учетом пеней и штрафных санкций».
Председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Павел Гагарин, возглавляющий рабочую группу по управлению налоговыми рисками при Экспертном налоговом совете ТПП РФ, выступил с докладом «Налоговый риск-менеджмент в процессе стратегического инвестирования». «Повышение инвестиционной привлекательности страны, региона, отрасли экономики, группы компаний или отдельного предприятия – это вопросы стратегического менеджмента соответствующего уровня. Бизнесу нет смысла ждать, пока такая система будет выстроена «наверху», любая конструкция строится снизу – с фундамента. Поэтому предприятиям необходимо заниматься риск-менеджментом в целях увеличения капитализации компаний, улучшения инвестиционной привлекательности и повышения доверия со стороны инвесторов, - рекомендовал господин Гагарин. – Основными рисками при работе в России считаются налоговые. Поэтому управление именно ими должно быть важнейшим приоритетом».
По прогнозам главы рабочей группы Экспертного налогового совета ТПП, в 2013-2014 годах налоговые проверки будут проходить в еще более жестком режиме, доначисления в бюджет станут выше (по данным за 2011 г., в среднем каждая проверка приносила бюджету около 4,5 млн руб.). Одной из основных причин усиления налогового давления на бизнес Павел Гагарин считает вступление России в ВТО. «Потеря существенной части таможенных поступлений будет компенсирована за счет налогоплательщиков. Налоговые ставки, скорее всего, не будут подниматься, но методология сбора налогов явно ужесточится», - полагает господин Гагарин. По его сведениям, на недавнем расширенном заседании коллегии ФНС было объявлено о смене приоритетов: руководитель службы Михаил Мишустин распорядился исключить из программы материального стимулирования сотрудников количественный показатель - число выездных проверок, и заменить его на качественный – отношение общей суммы взысканных налогов к суммам, доначисленным по итогам проверок. От достижения этого целевого показателя будут зависеть не только премии налоговиков, но и оценка работы инспекций. Ранее, напомнил Павел Гагарин, ИФНС получали установки повышать эффективность своей работы, не снижая количество проверок.
Статистика работы с клиентами компании «Градиент Альфа» показывает, что с 2002 по 2011 годы коэффициент налогового давления на бизнес (отражающий количество проверочных и предпроверочных мероприятий в период времени) вырос более чем в 7 раз - с 0,131 до 0,955. В 2012-2014 годах коэффициент наверняка превысит единицу, то есть некоторые из клиентов в течение года будут подвергаться налоговому вниманию неоднократно (например, в виде сочетания выездной проверки и еще нескольких камеральных). Пока трудно сказать, на какие отрасли обратят свой взор налоговики в первую очередь, а на какие – во вторую, но повсеместных проверок не избежать.
С разных сторон участники круглого стола обсудили практику применения закона 227-ФЗ о новых правилах контроля за трансфертным ценообразованием. Согласно данному закону на налогоплательщиков возложена обязанность уведомлять ФНС о совершенных контролируемых сделках по истечении календарного года. Налоговая служба разработала проект приказа, утверждающего форму уведомления о контролируемых сделках, а также порядок его заполнения. «Основная проблема при составлении и представлении уведомления, в том числе и в электронном виде, заключается в необходимости отражения в нем информации в пооперационном формате, то есть фактически в разрезе каждой отдельной операции купли-продажи отдельной номенклатуры товаров, - отметил заместитель председателя Комитета по налоговой политике Российского союза промышленников и предпринимателей Андрей Тихоновский. - При этом обязательные сведения об операциях, совершенных с предметом сделки, помимо информации о его наименовании, цене, количестве, стоимости, должны содержать также данные о месте совершения, коде предмета сделки и других показателях, не используемых налогоплательщиками для целей налогового, бухгалтерского учетов, и имеющих значение только для заполнения формы уведомления. Составление уведомления в предложенном ФНС России формате предполагает введение третьего вида учета (дополнительно к бухгалтерскому и налоговому), что накладывает на налогоплательщиков дополнительную административную нагрузку. По мнению Комитета РСПП по налоговой политике, затраты на сбор информации и ее последующую обработку должны быть адекватны рискам возможных потерь бюджетных поступлений. Кроме того, процесс сбора и анализа информации должен быть оптимален исходя из принципа однократности ее предоставления налогоплательщиками, в том числе и в адрес других государственных органов, с которыми ФНС РФ организовано (или может быть организовано) взаимодействие для получения или обмена сведениями».
Продолжил тему трансфертного ценообразования главный специалист Фонда прямых инвестиций банка «Уралсиб» Игорь Туревский. Он обобщил налоговые риски при передаче средств между участниками и обществом. «В Налоговом кодексе отсутствуют положения об отнесении сделок по передаче имущества, осуществляемых в соответствии с п.п.3.4. и п.п. 11 п.1. статьи 251 НК РФ, к контролируемым и сопоставимым сделкам, - обозначил проблему господин Туревский. – Неопределенность приводит к налоговым рискам, в том числе обусловленным сопоставлением указанных сделок со сделками займа, доначислением налогооблагаемого дохода и корректировки налоговых обязательств по этим сделкам, исходя из ставок процентов по займам между независимыми лицами. Сделки между лицами, взаимозависимость которых обусловлена участием в капитале, и осуществляющие вложение средств в капитал, требуют специального регулирования законодательством о трансфертном ценообразовании. В отсутствие такого регулирования участники таких сделок несут риски необоснованного доначисления налога на прибыль и отстаивания в суде неприменения к данным сделкам налоговых санкций».
Руководитель аудиторско-правового департамента АКГ «Градиент Альфа» Татьяна Ильинова проанализировала налоговую политику 2012 года, а также дала прогнозы на 2013-2015 г.г. «Согласно Основным направлениям налоговой политики на следующий год и на плановый период 2014-2015 годов налоговая нагрузка в целом повышаться не будет, однако она будет перераспределяться между отдельными секторами экономики. Так, на труд и капитал нагрузка снизится, а на потребление вырастет, - обратила внимание госпожа Ильинова. – В части налогового администрирования планируется ввести обязательную досудебную процедуру для всех налоговых споров, а также увеличить срок подачи апелляционной жалобы на не вступившее в силу решение налогового органа с 10 дней до одного месяца. Также предполагается обязать банки предоставлять налоговым органам информацию о вкладах и счетах граждан, не являющихся предпринимателями, а также депозитах компаний и предпринимателей».
С докладом «Инвестиции в недвижимость: почему задерживается вычет НДС?» выступила специалист налогового департамента компании «Башнефть» Светлана Смышляева. «Как известно, налоговый вычет предоставляется при соблюдении трех условий: товары приняты на учет, в наличии должен быть счет-фактура, приобретаемые товары, работы и услуги должны быть использованы для выполнения операций, облагаемых налогом. Но налоговые органы трактуют эти условия по-своему, - заметила госпожа Смышляева. – Представьте: продается недвижимость, продавец выставил счет-фактуру, при подписании акта приема-передачи ставит налог к уплате в отчетности и уплачивает его в бюджет. Когда покупатель сталкивается с вычетом, возникает проблема. По мнению налоговиков, он не может заявить вычет в том периоде, когда он получил счет-фактуру, - до момента перехода права собственности у покупателя нет оснований этот счет-фактуру выставлять. Парадокс: согласно п.1 ст.167 НК РФ момент определения налоговой базы – это дата отгрузки товара, но период, на который откладывается вычет, занимает как минимум квартал. Налоговые органы ориентируются на п.3 ст.167: если товар не отгружается и не транспортируется, такая передача приравнивается к отгрузке. Между пунктами 1 и 3 есть противоречия: счет-фактура считается составленной правильно, если верно указаны продавец, покупатель, наименование, количество, стоимость, ставка, сумма налога – про дату ничего не говорится. Следовательно, нужно либо каждый раз спорить, либо корректировать положения НК».
С практическими рекомендациями «Аудит как инструмент управления налоговыми рисками в процессе инвестирования» выступила директор по стратегическому развитию АКГ «Градиент Альфа» Светлана Тищенко. «Очень часто мы видим, что на предприятиях среднего и малого бизнеса управлением налоговыми рисками занимается бухгалтерия. Хотя бухгалтерские службы сами могут являться источниками риска – к примеру, вследствие технических ошибок, недостаточной квалификации или в силу других причин. До 50 процентов наших клиентов и партнеров на горьком опыте убеждаются, что одной из основных причин возникновения у них налоговых рисков является именно человеческий фактор, - привела статистику госпожа Тищенко. – Недавно мы проводили комплексный инвестиционный аудит компании, 20 лет занимающейся производством пищевых продуктов. Собственники искали стратегического инвестора. Выяснилось, что последние восемь лет бизнес генерировал убытки, а на плаву компания оставалась лишь за счет факторинговой схемы работы, «коротких» кредитных денег и перекредитования. Этот снежный ком всё разрастался, хотя торговый оборот увеличивался, и, на первый взгляд, бизнес развивался. При углубленном исследовании стало понятно, что компания переплачивала много налогов, ряд операционных издержек непомерно высок, внутренняя рентабельность при хороших показателях текущей ликвидности имеет отрицательное значение. Поэтому дополнительные финансовые вливания в этот бизнес лишь на время закрыли бы нарастающие кассовые разрывы. Контроль налоговых рисков необходимо начинать еще до момента запуска инвестиционного проекта. Сделать это можно в процессе due diligence».
Директор по развитию компании «МаркПриор» Ольга Максимова проанализировала деятельность инвесторов и резидентов особых экономических зон. По ее мнению, именно в налоговых рисках кроется одна из причин низкой популярности отдельных ОЭЗ. «Так, в ОЭЗ «Алабуга» зарегистрировано всего 25 резидентов, а в «Тольятти» и вовсе лишь трое, хотя сколько в их создание было вложено сил и средств. Если же мы посмотрим, например, закон «Об особой экономической зоне в Магаданской области» от 31.05.1999 г. №104-ФЗ, то обнаружим, что в соглашение с резидентом ОЭЗ в любой момент могут быть внесены дополнительные условия: и так немаленькие взносы могут увеличить, а действие соглашения с инвестором может прекратиться в момент прекращения функционирования особой экономической зоны. Какой же нормальный бизнесмен пойдет в такую ОЭЗ?» - задалась вопросом госпожа Максимова.
Неудивительно, что бизнес вынужден искать альтернативы инвестициям в особые экономические зоны. Именно об этих альтернативах, точнее, об их завтрашнем дне рассказал руководитель юридического департамента «Градиент Альфа Инвестментс Групп» Вадим Ткаченко в докладе «Офшорные компании: перспективы бизнеса в России». Господин Ткаченко считает незаслуженным второе место России в недавно опубликованном рейтинге The Tax Justice Network по оттоку капитала в офшоры. «Если прибавить к 798 млрд долларам, спрятанным на «островах сокровищ» российскими налогоплательщиками за 1990-2010 годы, средства, выведенные туда же из Украины и Казахстана, которые тоже в основном российские, то получится, что мы заслуживаем не второго, а первого места. Тем более, если учесть, что из экономики лидера (или антилидера?) рейтинга Китая в оффшоры утекло 1,2 трлн долларов не за 20 лет, а за 30 – с 1980 г. по 2010 г. Справедливости ради заметим, что бегство в офшоры – проблема не только России, но и всего мира. Если верить The Tax Justice Network, в офшорных зонах сегодня спрятан 21 трлн долларов – это ВВП США и Японии, вместе взятые, - сравнил Вадим Ткаченко. – И никакое закручивание гаек ни в России, ни в других странах не поможет, деньги все равно пойдут туда, где им лучше. Пока нет четкой налоговой политики, более лояльной к бизнесу, бизнес не прекратит использование офшоров».
Подводя итоги заседания, руководитель рабочей группы по управлению налоговыми рисками при Экспертном налоговом совете ТПП РФ Павел Гагарин пообещал, что по материалам круглого стола будут выработаны предложения по совершенствованию законодательства, касающегося налоговых и сопутствующих рисков. Анализ методов их законной минимизации продолжится. Компания «Градиент Альфа» предложила Торгово-промышленной палате издать совместные методические рекомендации по налоговому риск-менеджменту для членов ТПП и российского бизнес-сообщества в целом.

За дополнительной информацией обращайтесь:
Марина Шетиленко, e-mail: inform@gradient-alpha.ru, tel.: +7 (495) 740-12-64 доб. 4403, +7 963-714-11-31,
Валерия Грошева, e-mail: grosheva@insiders.ru, tel.: +7 (495) 221-74-32, +7 926-223-99-55

***
Справка

АКГ «Градиент Альфа» (www.gradient-alpha.ru) работает на рынке аудиторско-консалтинговых услуг с 1995 г. «Градиент Альфа» сегодня — это одна из крупнейших в России компаний в области сопровождения инвестиционных проектов, стратегического управления, аудита, налогов, права и бухгалтерского учета. Многолетний опыт работы и профессионализм команды «Градиент Альфа» позволяет делать ставку на качество и уникальность оказываемых услуг. Надежность компании как партнера и профессионализм ее консультантов подтверждаются членством АКГ «Градиент Альфа» в Экспертно-правовом управлении при председателе Государственной Думы РФ Федерального собрания РФ, Экспертно-правовой комиссии Совета предпринимателей при мэре и Правительстве г. Москвы, Национальной гильдии профессиональных консультантов (НГПК), Международной ассоциации бухгалтерских и аудиторских фирм IAPA, «Российской коллегии аудиторов», Московской международной бизнес-ассоциации (ММБА). Компания является партнером Microsoft со статусом CertifiedPartner.
Основатель и руководитель «Градиент Альфа» Павел Гагарин является председателем экспертного совета при комиссии Московской городской думы по законодательству, членом Комитета по инвестиционной политике ТПП РФ.
{videos}

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке