7 – 8 июня 2012 года в Москве состоялся воркшоп «Независимая внешняя оценка качества образования и общественно-профессиональная аккредитация: методика, критерии, результаты»


Следуя поставленным задачам по совершенствованию качества образования в нашей стране, АККОРК провел двухдневный обучающий воркшоп для представителей учреждений профессионального образования.

17 апреля 2012 года в Министерстве образования и науки Российской Федерации состоялось заседание Коллегии по вопросу «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы». В рамках заседанияодними из задач совершенствования образования и обеспечения доступности качественного образования в России были обозначены приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда и развитие независимой системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Следуя поставленным задачам по совершенствованию качества образования в нашей стране, АККОРК провел двухдневный обучающий воркшоп для представителей учреждений профессионального образования.

Воркшоп посетили представители более 30 отечественных образовательных учреждений среднего, высшегои дополнительного профессионального образования, а также представители региональных министерств образования из 18 городов России.

В рамках двухдневной встречи участники воркшопа обсудили проблемы и перспективы повышения качества профессионального образования в России, а также получили возможность познакомиться с системами экспертиз, инструментами и технологиями оценки качества образования,применяемыми в Российской образовательной системе и принятыми в западно-европейскихаккредитационных агентствах.

Владимир Дмитриевич Шадриков, председатель Высшего экспертного совета АККОРК, акцентировал в своем докладе внимание аудитории на том, что современная действительность заставляет российские образовательные учреждения переходить с оценки формальных показателей образовательных программ на качественные,и именно независимые эксперты и независимая общественно-профессиональная аккредитация становятся той основой, на которойв скором времени могут базироваться все процедуры оценивания качества образования.

Эту точку зрения поддержали представители Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и Национального аккредитационного агентства в сфере образования (Росаккредагентство).

Марина Владимировна Гуськова, начальник Управления лицензирования, аккредитации, признания и подтверждения документов Рособрнадзора, выступила с докладом о результатах и перспективах взаимодействия государственных и общественно-профессиональных систем оценки качества профессионального образования, осветила дальнейшие тенденции в развитии систем оценки качества российского образования в соответствии с требованиями российского законодательства, а также общественными интересами и запросами к качеству образования.

Как известно, Болонский процесс предполагает, что аккредитация должна носить независимый характер и экспертиза должна проводиться независимыми организациями, признаваемыми государственными органами управления образованием. Рособрнадзор делает первые шаги по развитию такой системы.В своем выступлении М.В. Гуськова отметила важность работы, которая ведется в этом направлении агентством АККОРК, т.к. уже сейчас применение независимой профессиональной оценки и проведение общественно-профессиональной аккредитации стимулирует профессиональный рост и способствует повышению качества российского образования, а в дальнейшем ещё больше улучшит взаимодействие образовательных учреждений с работодателями и гарантируетучащимся получение действительно качественных и востребованных профессиональных знаний.

Об использовании результатов общественно-профессиональной экспертизы в процедуре государственной аккредитации, в частности в сфере высшего профессионального образования, рассказалаИрина Сергеевна Татаринова, руководитель Росаккредагентства. В ходе выступления И. С. Татариновой разгорелась очень живая дискуссия, ведь вопросы развития отечественной системы гарантии качества образования в контексте Болонских реформ сохраняют свою актуальность, а постепенный отказ от главенствующей роли государства в аккредитации и оценке образовательных программ до сих пор вызывает много вопросов и сомнений у представителей образовательного сообщества. И.С. Татаринова развеяла сомнения присутствующих, ещё раз отметив, что Россия и дальше будет перенимать практику зарубежных стран в части привлечения профессионального сообщества к совместной работе по аккредитации. Как отмечали выступающие, именно независимые квалифицированные эксперты, состоящие из работников сферы образования, работодателей, представителей научных сообществ и различных профессиональных организаций, могут дать реальную оценку соответствия качества подготовки выпускников современным реалиям жизни (требованиям рынка труда и т.п.).

Ну и, конечно же, не стоит забывать о важности прохождения независимой аккредитации для самих образовательных учреждений – этот шаг является неопровержимым подтверждением признания образовательного учреждения «потребителями образования», что, несомненно, обеспечивает и повышает конкурентоспособность учреждения (в конечном итоге – от этого зависит его финансовое благополучие и экономическая устойчивость, особенно с учетом 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»).

О том, какие конкурентные преимущества на рынке образовательных услуг получают программы и образовательные учреждения, прошедшие процедуру не только отечественной, но и зарубежной общественно-профессиональной аккредитации, рассказала руководитель отдела по развитию партнерских проектов АККОРК, Людмила Сергеевна Степанченко.

Завершился первый рабочий день воркшопа выступлением представителя наиболее заинтересованных сторон образовательного процесса – студенчества. Петр Александрович Тимошин, заместитель председателя Всероссийского студенческого союза, обсудил с присутствующими роль студентов в проведении общественно-профессиональной аккредитации. Участники воркшопа из первых уст смогли узнать о том, какие критерии оценки образования являются наиболее важными для современных студентов, на что именно обращают внимание студенты при выборе образовательного учреждения. Также П. А. Тимошин рассказал о европейском опыте участия студентов в проведении общественно-профессиональной аккредитации, проблемах и перспективах применения этого опыта в России.
Второй день воркшопа был посвящен практическим аспектам процедуры общественно-профессиональной аккредитации и экспертной деятельности.

В ходе практических занятий участники воркшопа познакомились с инструментами, процедурами и критериями оценки качества образовательных программ, которые применяются агентством АККОРК при работе с образовательными учреждениями.

По итогам второго дня воркшопа участники смогли сформировать четкое представление о том, какие этапы предшествуют общественно-профессиональной аккредитации образовательной программы, какова роль каждого из звеньев цепи: представителей независимого аккредитационного агентства, образовательного учреждения, студенчества и работодателей.
Наибольший интерес участники воркшопа проявили к критериям оценки образовательных программ, рассмотрев на практике, каким образом они применяются при оценке и аккредитации и чем именно они отличаются от оценки соответствия программ государственным образовательным стандартам.

Несмотря на сомнения, споры, и дискуссии по вопросам действительной важности и актуальности независимой внешней оценки качества образования в России, которые можно было наблюдать в ходе обсуждения различных тематических секций, участники воркшопа пришли к единому мнению: профессиональное образование должно иметь четкие критерии оценки его качества и востребованности, и для достижения этой цели необходимо применение независимой оценки качества знаний, проведение общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.

Как отметил в своем выступлении Александр Антонович Коваленко, руководитель отдела методологии АККОРК, реальность такова, что именно общественно-профессиональная аккредитация становится связующим звеном между государством, профессиональными образовательными учреждениями, студентами и работодателями.

Также участники воркшопа не обошли стороной и вопрос подготовки профессиональных экспертов, на которых возложена задача проведения независимой оценки качества образования. В рамках психологического семинара участники воркшопа попробовали себя в роли экспертов и оценили, с какими проблемами и трудностями сталкивается в своей работе эксперт, каким образом эти проблемы преодолеваются. Участники определили, что именно является залогом качественной работы эксперта и независимой оценки образовательной программы и пришли к выводу, что для успешного развития системы независимой оценки качества образования в России необходима соответствующая система подготовки экспертов, которые обязаны понимать, что и как нужно оценивать.

Большинство участников воркшопа выразили желание пройти дальнейшее обучение в качестве экспертов в области оценки качества образования, чтобы самим играть непосредственную роль в формировании новой, независимой системы оценки качества образования, направленной на развитие профессионального образования в нашей стране и непрерывное «взращивание» востребованных выпускников.

Именно этим и займется АККОРК в новом учебном году.
__________________________________________________
Агентство АККОРК благодарит всех спикеров и участников воркшопа, который прошел 7-8 июня в Москве, и приглашает к участию в обучающих тренингах и семинарах, посвященных вопросам обеспечения качества современного образования, независимой внешней оценке, общественно-профессиональной аккредитации, развитию системы менеджмента качества образования и другим вопросам, являющимся неотъемлемой частью модернизации образовательной системы России и выстраиванием эффективного взаимодействия между государственной властью, учреждениями образования, учащимися и бизнесом.

По вопросам участия в тренингах обращаться в Агентство АККОРК по телефону: +7(495)221-81-40 или по электронной почте: workshop@akkork.ru



akkork
0