Эволюция Интернета в период до 2025 года


Совместный прогноз компании Cisco и подразделения глобальных бизнес-сетей консалтинговой фирмы Monitor Group

Совместный прогноз компании Cisco и подразделения глобальных бизнес-сетей консалтинговой фирмы Monitor Group

Как Интернет будет выглядеть в 2025 году? Насколько вырастет эта сеть, уже сегодня насчитывающая 2 млрд пользователей и поддерживающая рынок объемом в 3 триллиона долларов США? Сможет ли Интернет через 15 лет объединить все население земного шара, обеспечив общее экономическое процветание, повышение производительности труда, развитие образования и социального взаимодействия? Или достижения Всемирной сети окажутся менее значительными?
25 августа 2010 года компания Cisco и подразделение глобальных бизнес-сетей консалтинговой фирмы Monitor Group (мировой лидер в области сценарного планирования) опубликовали отчет "The Evolving Internet" («Эволюция Интернета»). В отчете анализируются движущие силы и проблемы эволюции Всемирной сети, которые, как бы они ни сочетались, будут определять развитие Интернета в последующие пятнадцать лет.
В основу отчета легла исследовательская работа, сбор данных и опросы специалистов, проводившиеся в течение года. В результате были составлены четыре сценария, подробно описывающие потенциальные пути эволюции Интернета с учетом различных факторов, способных повлиять на этот процесс. Первый из этих сценариев исходит из привычных представлений о расширении и распространении Интернета и внедрении новаторских продуктов и услуг, зато три других сценария подвергают его сомнению, указывая на риски, а также возможности, с которыми могут столкнуться руководители бизнеса и государственные деятели. Вот что говорит по этому поводу один из соавторов отчета Энрике Руэда-Сабатер (Enrique Rueda-Sabater, директор компании Cisco по разработке стратегии работы на развивающихся рынках): "Следующие 2-3 миллиарда пользователей Интернета появятся, главным образом, на развивающихся рынках, и они будут заметно отличаться от первых двух миллиардов. В связи с этим глобальные бизнес-модели и национальные политики потерпят крах, если будут опираться на прежние представления о поведении интернет-пользователей и их предпочтениях".
"Мы не можем точно предсказать будущее, - отметил другой автор отчета, один из основателей подразделения глобальных бизнес-сетей Monitor Group Питер Шварц (Peter Schwartz), - но зато знаем, что принятые в этом году решения, касающиеся Интернета, будут иметь долгосрочные последствия. И мы надеемся, что наши сценарии помогут технологическим и политическим сообществам выработать план дальнейших действий".
Междисциплинарная группа в составе сотрудников Cisco и подразделения глобальных бизнес-сетей Monitor Group рассмотрела движущие силы и неопределенности, которые будут формировать Интернет и поддерживаемый им рынок в 3 триллиона долларов в период с 2010-го по 2025 год. В результате, как уже говорилось, были получены четыре наглядных сценария, которые помогут лицам, принимающим решения в технологических компаниях и органах власти, лучше понять, предусмотреть и проконтролировать важнейшие изменения, риски и возможности, что, в свою очередь, будет способствовать тому, чтобы Интернет полнее реализовал свой экономический и социальный потенциал в глобальном масштабе. Ниже приводятся структура отчета и содержащиеся в нем выводы.

Пять исходных положений
В отчете обозначены пять важнейших тенденций, которые действуют уже сегодня, создавая основу для разработки любых сценариев о будущем Интернета. Эти тенденции охватывают глобальную структуру Интернета и управление им, различия в поведении представителей разных поколений, интерфейсные технологии и модели тарификации сетевых соединений:
• в отличие от того, что мы видим сегодня, дальнейший рост Интернета будет происходить, в основном, за пределами богатых, "развитых" стран;
• глобальное управление Интернетом останется практически без изменений;
• "цифровые дикари" будут использовать Интернет совсем не так, как пользователи предыдущих поколений;
• клавиатура QWERTY перестанет быть главным интерфейсом для доступа в Интернет;
• пользователи получат гораздо больше вариантов оплаты интернет-соединений, чем сегодня; плоские тарифы станут редкостью.

Три оси неопределенности
Прочие факторы изменений остаются в высшей степени неопределенными, но они могут существенно повлиять на будущее Интернета. Все эти неопределенности можно объединить в три группы:
• насколько широким (или, наоборот, ограниченным) будет строительство широкополосных сетей в результате совместных усилий государственного и частного секторов?
• Произойдут ли качественные прорывы в технической области, или технология будет развиваться эволюционно?
• Будет ли пользовательский спрос на ресурсоемкие приложения развиваться столь же бурными темпами, или эти темпы снизятся?

Четыре сценария
Взаимодействие вышеперечисленных неопределенностей позволяет говорить о разных сценариях возможного развития Интернета в период до 2025 года. В отчете приведены четыре сценария, учитывающие разные проблемы и альтернативные пути развития, по которым может пойти наш мир:
• ИЗМЕНЧИВЫЕ ГРАНИЦЫ (FLUID FRONTIERS). Интернет распространяется по всей планете и становится повсеместно доступным. Развитие технологии делает сетевые соединения и устройства все более дешевыми (несмотря на ограниченные инвестиции в расширение сетей), а глобальное предпринимательство и ожесточенная конкуренция обеспечивают быстрое удовлетворение спроса и требований заказчиков во всем мире, независимо от технологической основы и местоположения.
• НЕУВЕРЕННЫЙ РОСТ (INSECURE GROWTH). Индивидуальные пользователи и корпоративные заказчики не могут уверенно полагаться на Интернет. Постоянные кибератаки приносят хакерам крупные дивиденды, причем хакерская активность опережает превентивные меры государственных органов и международных организаций. Надежные альтернативные решения появляются, но их цена чересчур высока.
• НЕСБЫВШИЕСЯ НАДЕЖДЫ (SHORT OF THE PROMISE). Эпоха ограниченных бюджетов. Во многих странах экономическая стагнация замедляет развитие Интернета. Технологических прорывов не наблюдается. В борьбе с экономическими трудностями правительства прибегают к протекционистским мерам, которые лишь усугубляют ситуацию как в общеэкономическом плане, так и в области распространения сетевых технологий.
• ТРЕЩИТ ПО ВСЕМ ШВАМ (BURSTING AT THE SEAMS). Интернет становится жертвой собственного успеха. Спрос на IP-услуги остается безграничным, но нехватка сетевой емкости и периодическое появление "узких мест" создают разрыв между ожиданиями и реальностью использования Интернета. Принять международные технологические стандарты не удается из-за того, что мир начинает сопротивляться многолетнему технологическому господству США.

Два варианта последствий
Наконец, отчет предлагает два варианта разработки бизнес-стратегий и политик по каждому из сценариев:
• какие бизнес-модели помогут вам в будущем занять устойчивую и прибыльную позицию в области Интернета?
• Какие политические проблемы необходимо решить на национальном и международном уровне?

В отчете приводятся примеры последствий, которые наглядно показывают, как те или иные сценарии способны помочь руководителям найти возможности для роста и уже сегодня принять правильные решения на будущее.
Полный текст отчета можно найти на сайте www.monitor.com и на странице http://newsroom.cisco.com.
Получить более подробную информацию и установить контакт с авторами отчета вам помогут Марк Масгроув (Marc Musgrove, Cisco - тел. +1 408 525 6320 или mmusgrov@cisco.com) и Нэнси Мэрфи (Nancy Murphy, Monitor GBN - тел. +1 415-932-5365 или nancy_murphy@gbn.com).

О компании Cisco
Cisco, мировой лидер в области сетевых технологий, меняющих способы человеческого общения, связи и совместной работы, в этом году отмечает 25-летие своей успешнейшей деятельности в области технологических инноваций и социальной ответственности. Информация о решениях, технологиях и текущей деятельности компании публикуется на сайтах www.cisco.ru и www.cisco.com.

Cisco, логотип Cisco, Cisco Systems и логотип Cisco Systems являются зарегистрированными торговыми марками Cisco Systems, Inc. в США и некоторых других странах. Все прочие торговые марки, упомянутые в настоящем документе, являются собственностью соответствующих правообладателей.