Широкополосный доступ по всей стране. Анализ и перспективы развития.


Широкополосный доступ (ШПД) стал самой популярной темой на 11-й ежегодной конференции “Состояние и перспективы развития IP-коммуникаций и IP-сервисов в России”

Широкополосный доступ (ШПД) стал самой популярной темой на 11-й ежегодной конференции “Состояние и перспективы развития IP-коммуникаций и IP-сервисов в России”, проведенной Ассоциацией документальной электросвязи (АДЭ) в первой декаде сентября. Этим акцентом, носящим явно прикладной характер, мероприятие заметно отличалось от весьма расплывчатой повестки дня прошлогодней конференции АДЭ , которая обсуждала преимущественно роль Интернета в современном мире.

Россия, которая в 2009 г. занимала 74-е место в глобальном рейтинге развития информационных технологий, не намерена долго оставаться в числе аутсайдеров. Руководство страны поставило перед отраслью задачу в течение пяти лет сделать Интернет доступным для большей части населения. Как отметил в своем послании участникам форума министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев: “Наша цель на ближайшее время — охватить 90% населения широкополосным доступом в Интернет”.

Крупнейшим провайдером интернет-доступа в стране является холдинг “Связьинвест”. В 2008-м он обслуживал 2,6 млн. пользователей Сети, в 2009-м — 5,1 млн., в нынешнем году планирует предоставить свои услуги для 7,5 млн. подписчиков. По словам Владимира Бондарика, заместителя гендиректора “Связьинвеста”, компания практически полностью исчерпала возможности DSL, который был основным драйвером развития в предыдущий период, и теперь начинает широко внедрять более перспективные технологии ШПД. Госхолдинг намерен принять самое активное участие в решении отраслевой задачи по предоставлению 90% населения выхода в Интернет и обеспечению 60% охвата ШПД. Это нельзя сделать в короткие сроки только на основе кабельных решений, и с будущего года “Связьинвест” начнёт внедрять технологии беспроводного ШПД четвертого поколения.

“Пока спрос на услуги ШПД далек от насыщения, — сказал председатель исполкома АДЭ Аркадий Кремер. — По состоянию на конец второго квартала нынешнего года среднероссийские скорости доступа, предлагаемые для домашних пользователей, составляли 8 Мбит/с для технологии ADSL, 20 Мбит/с для VDSL и 50 Мбит/с для FTTP. При этом 20% всех предложений включали скорости от 30 Мбит/с и выше, а 14% — от 100 Мбит/с”.

Среднее проникновение ШПД по стране достигает 28%, проникновение услуги в Москве составляет 74%, в регионах — 24%. Таким образом, рынок столицы близок к насыщению, а основной рост (почти 95%) сегмента услуг ШПД, по сведениям Координационного центра национального домена сети Интернет, достигается за счет регионов. Но обслуживание небольших городов и сельских территорий мало радует операторов связи и провайдеров услуг: интернетизация села дает возможность увеличить абонентскую базу, но вряд ли позволяет заработать, поскольку здесь резко растет доля “социальных” абонентов.

По данным iKS-Consulting, в ближайшие пять лет к широкополосному доступу подключится 8 млн. новых пользователей, рост рынка составит 77%, а проникновение достигнет 44%. Означает ли это, что планы Минкомсвязи по развитию ШПД несбыточны? Трудно сказать, ведь для их реализации будут задействованы не только традиционные решения, но и спутниковые технологии , которые должны прийти на самые труднодоступные территории. И только одно это способно добавить еще 2 млн. подписчиков. И все же амбициозные планы наших чиновников одним махом решить все проблемы с ШПД скорее всего потребуют куда больше усилий, времени и денег, чем они намечают сейчас.

Еще одним драйвером роста ШПД становятся радиотехнологии. “Активная ежемесячная аудитория мобильного Интернета в России уже превышает 40 млн., — говорит Михаил Алексеев, генеральный директор AC&M Consulting. — Темпы роста числа пользователей мобильного Интернета за период с 2008 по 2010 гг. в среднем составляли около 30%. Несмотря на значительное отставание от мировых лидеров по доле проникновения мобильного Интернета (Южная Корея, Япония и США), Россия находится на одном уровне с европейскими странами, лидирующими по этому показателю (Великобритания и Италия)”.

По оценке AC&M Consulting, объем услуг мобильного Интернета в России в 2010 г. должен превысить 64 млрд. руб., что составляет более 35% от всего рынка ШПД для частных пользователей в РФ (мобильного и фиксированного). Снижение тарифов на мобильный Интернет в 2007 г. привело к падению ARPU от услуги, однако развитие сетей 3G и соответственно увеличение скорости передачи данных в последующие годы привело к небывалому росту объема потребления услуг и, как следствие, к увеличению средней выручки операторов на одного пользователя мобильного Интернета в месяц.

“К настоящему времени сети 3G присутствуют во всех субъектах Российской Федерации; за последние полтора года территория покрытия таких сетей в стране выросла в четыре раза, в ближайшие два года ожидается ее дальнейшее расширение вдвое, — продолжил г-н Алексеев. — Доля 3G-трафика мобильного Интернета в России за последний год выросла в два с лишним раза, с 30 до 62%, а общий объем 3G-трафика растет еще более впечатляющими темпами: в первом квартале 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009-го он увеличился десятикратно”.

Так что наряду с фиксированными сетями ШПД, которые в последнее время весьма успешно расширяются, охватывая миллионы пользователей, в стране есть еще и хорошая основа для развития мобильного Интернета в зоне действия сетей сотовой связи, а также спутниковых коммуникаций в труднодоступных и малонаселенных районах страны. А ближайшее пятилетие обещает быть очень плодотворным с точки зрения продвижения широкополосного доступа в Интернет по всей стране.
Источник: www.pcweek.ru

Купить оборудование для телекоммуникационных сетей широкополосного доступа по низким ценам Вы можете в компании Инсотел:
Сайт компании Инсотел: http://www.insotel.ru
Телефоны: (495) 646-12-86
E-mail: sales@insotel.ru
Icq: 359-256-877