Первый Всероссийский конкурс – таланты за бортом


В Москве открылся Первый Всероссийский конкурс молодых исполнителей. Событие это анонсировалось задолго, освещалось не слишком широко, а началось и вовсе неприглядно.

В первом же туре из соревнования пианистов «вылетели» все самые интересные и талантливые исполнители, во второй тур прошли ученики тех, кто заседал в жюри, причём многие из них были откровенно слабыми. Знакомая, болезненная, но к сожалению, привычная практика – от самых сильных избавляться на старте, проталкивая вперёд нужных игроков – чего стоят скандалы с Конкурсом им. Чайковского. Всегда, однако, остается надежда, что подобного не повторится, но повторяется это раз за разом. Вот и теперь, как в известном анекдоте – и снова здравствуйте!

Малый зал Московской консерватории был наполнен едва наполовину, однако при объявлении результатов возмущение публики было нескрываемым и всеобщим. Как правило, слушатели на таких открытых мероприятиях – это люди немолодые и неравнодушные, посещающие все доступные конкурсы и прекрасно разбирающиеся в уровне подготовки музыкантов. Их мнения, горячо обсуждаемые в перерывах, могут расходиться в деталях, личных предпочтениях, но не в том, что очевидно – фаворитов как правило немного, видны они сразу. В этот раз, по иронии судьбы, это были первый и последний номер по списку согласно жеребьёвке Сона Аршакян и Владимир Кузин.

При оглашении фамилий прошедших во второй тур этих фаворитов в списке не оказалось. Можно было бы говорить о многообразии предпочтений и особо проницательном взгляде жюри, но на второй тур прошли даже те, кто при объективном жюри пройти никогда бы не смог, кто невразумительной игрой обескуражил и публику, и немногочисленную прессу. Слушатели были настолько разочарованы, что не сдерживались в выражениях, поэтому организаторы мероприятие это поспешили закончить. «Ну, и где наши таланты? Видим мы, как они их ищут» – подобные реплики слышались слева и справа. Можно ответственно говорить, что по крайней мере московская пианистическая школа на этом конкурсе будет представлена искажённо.

Есть исполнители, которые понимают язык музыки и умеют на нём говорить, а есть музыканты, которые понимают содержание и смысл музыки и умеют его доносить. Образованная музыкальная публика всегда слышит – кто перед ним. В этот раз вторые оказались за бортом. Можно ответственно говорить, что по крайней мере московская пианистическая школа на этом конкурсе будет представлена искажённо.

Собственно, никакого конкурса пианистов в строгом смысле не было – всё обсуждалось кулуарно, как на педсовете. Оглашения результатов в зале ждали только те участники, кто во второй тур не прошёл – прошедшие на оглашение не явились, что позволило публике язвительно предположить, что результаты они знали заранее и ушли репетировать дальнейшие выступления.

«Тянуть слабых – сильные пробьются сами» – вероятно, такой принцип избрало жюри. Уместен ли он в конкурсе музыкантов – вопрос риторический. Уж сколько говорится о недопустимости нахождения в жюри преподавателей, ученики которых допущены к участию в конкурсе – однако раз за разом происходит одно и то же. Сильные, безусловно, пробьются – подобные пощёчины делают их сильнее.
В очередной раз красивая идея и труд многих людей поставлены под сомнение. Чем являются подобные действия? Дискредитацией конкурса, разумеется, но ещё и неуважением к деятельности его учредителей и организаторов, к публике и прессе, к таланту. В конце концов, к государственным деньгам – ведь конкурс проводится на средства, выделенные бюджетом Министерству культуры. Государство выделяет деньги на поддержку молодых талантов и музыкальной культуры в целом, а конкретные люди на местах удовлетворяют собственные интересы – неважно, личные или профессиональные. Более 60 миллионов рублей выбелено для того, чтобы появилось четыре первых лауреата. Для этой цели были сокращены бюджеты многих других музыкальных конкурсов, более мелких, в том числе региональных. Большое их количество вовсе упразднено.

Первый Всероссийский по замыслу являлся своеобразным прологом к предстоящему XIV Конкурсу им Чайковского. Таланты ждёт Гергиев, ждёт страна, ждёт весь мир. Будут ли они там? «Будет то же самое» – уверенно говорит один из педагогов, глядя на происходящее на Всероссийском и запрещает подавать своему ученику документы на Чайковского, не желая, чтобы их талантливых воспитанников выбрасывали за борт так явно и громко. Переубедить невозможно – он не одинок в таком мнении.


ДОБАВИТЬ комментарий
AUTH_STATUS_LOGIN