Открывая клетку

25.10.2010


Роясь в уголках собственной памяти, мы иногда с ностальгией вспоминаем те времена, когда в школах организовывали живые уголки, и мы - дети, искренне, с неподкупной детской любовью брали шефство над юными питомцами, играли и воспитывали их, с гордостью именуя себя юннатами. Нашими героями были Белый Бим, Каштанка, Белый пудель и целая вереница добрых и пронзительных образов, созданных русской литературой. Советская педагогика ценила положительный опыт взаимодействия ребенка и животного и всячески поощряла такого рода общение. Именно через общение с домашним питомцем ребенок начинает ощущать ответственность, чувствовать привязанность и понимать, как устроен мир. Первые великие уроки жизни: любовь – порождает любовь, преданность – надо заслужить, радость – это просто общение с любимым существом – все это ребенок черпает через взаимодействие с домашним животным.
Современная наука провела множество исследований и доказала, что животные оказывают не только эмоциональное воздействие на человека, но и через эмоции напрямую влияют на наше с вами здоровье. Группы ученых, поддерживаемые компанией Марс, в разных точках земного шара на протяжении десятилетий изучают взаимное влияние человека и животного, учитывая различные национальные и этнические особенности того или иного народа. Но в какой бы точке мира не проходили исследования, все они подтверждают, что помощь животных бесценна: иногда там, где не помогают лекарства и бессилен человек, тепло и преданность домашнего животного творит чудеса.
Бейт Рахель Штраус – школа в Иерусалиме для умственно отсталых детей. Истории жизни этих детей страшны: некоторые были брошены матерями при рождении, когда те узнавали о страшном диагнозе, другие стали жертвами пагубных привычек своих родителей, злоупотреблявших алкоголем и наркотиками. Эти дети в большинстве случаев эмоционально отвергнуты и живут в сложной семейной атмосфере. Часто общество неспособно признать эмоциональную нестабильность таких детей: умственно отсталые дети не идут на контакт, не говорят, в чем нуждаются, не жалуются. Большинство из них растет, не умея признать или выразить свои эмоции или боль, несмотря на то, что она существует и тяготит. У большинства из них никогда не было возможность мечтать о другой реальности или того хуже, они не понимали, что имеют право на мечты о другой жизни.
Несколько лет назад в школе появился живой уголок, все животные в котором родились в неволе. Большинство из них проводят всю свою жизнь в клетке и полностью зависят от нас, их опекунов. С помощью психологов и учителей через животных, их образ жизни, детям смогли транслировать проблемы, с которыми они сталкиваются в собственной жизни. В живом уголке не нужны слова, и дети, имеющие проблемы с самовыражением в устной форме, попадают в среду, которая позволяет им свободно выражаться без слов.
Как это происходит? Группа детей посещает раз в неделю школьный живой уголок, они вместе ухаживают за животными, играют, кормят. Со временем между членами группы устанавливается атмосфера доверия, которая позволяет им открыться и повернуться лицом к сложностям и чувствительным вопросам, касающимся их собственных семей и личной жизни. При поддержке своих сверстников дети начали преодолевать собственные ограничения, стали мечтать, фантазировать и выражать свои желания, обсуждать проблемы, в то же время осознавая, что они не могут изменить реальность.
Через какое-то время самосознание детей достигло такого уровня, что к ним пришло понимание, что они в ответе за этих маленьких животных в живом уголке, что именно они могут изменить их жизнь к лучшему. Дети взяли на себя обязательство построить «Клетку мечты» для школьного кролика, таким образом, сделав первый шаг к пониманию того, что даже, если ты ни такой как все, ты можешь влиять на реальность и менять ее.