Их первый доктор и первый препарат


М. И. МЕДВЕДЕВ - доктор медицинских наук , профессор кафедры неонатологии Факультета усовершенствования врачей Российского государственного медицинского университета является практикующим детским неврологом, специализирующимся в перинатальной неврологии.

Михаилу Ивановичу выпала труднейшая задача – быть одним из первых врачей в жизни детей, родившихся с перинатальной патологией нервной системы. Благодаря успехам нейрофармакологии, за последние годы возможность помощи таким пациентам значительно расширилась. Применению такого ноотропного препарата как Церебролизин, являющегося одним из наиболее эффективных препаратов для лечения неврологических нарушений у новорожденных, посвящена беседа профессора М.И. Медведева с Анной Добровольской.


- При каких патологиях Вы, невролог , специализирующийся в неонатологии, применяете церебролизин?
- По данным Центра здоровья детей НИИ педиатрии РАМН, около трети детей до 17-летнего возраста имеют психоневрологические нарушения, обусловленные поражениями мозга, произошедшими еще в перинатальном периоде. Наиболее частые причины - неблагополучное течение беременности и осложнения родов. Для лечения психоневрологических расстройств мы и применяем церебролизин, обладающий нейротрофической активностью. В нашей практике дети с нарушениями нервно-психического развития достаточно часто получают это лекарство. Главное преимущество нейротрофической терапии церебролизином состоит в том, что она является не симптоматической, а патогенетической, адресованной молекулярным механизмам заболевания.
И очень важно выбрать правильный момент для назначения церебролизина, как и любого ноотропного препарата. Их применение противопоказано в острый период развития у новорожденного асфиксии, родовой травмы, инфекционных или других заболеваний. В этот период требуется совершенно иной подход к лечению, например, борьба с оттеком мозга, судорогами, поддержка жизненных функций - дыхания и сердечной деятельности. После стабилизации состояния ребенка – когда начинается собственно период восстановления, репарации - режим применения ноотропных препаратов в том числе церебролизина является наиболее эффективным.
Но если до сих пор я рассказывал о применении этого лекарства с лечебными целями, то теперь пора сказать и о его профилактическом значении. У 17-летего юноши или девушки лечить последствия неврологических нарушений, которые наступили в перинатальном периоде, можно лишь в плане симптоматической и коррегирующий терапии. Профилактика же поздних последствий «младенческих» поражений мозга, в том числе и лекарственная, принесет пользу только в случае, если она осуществлялась в неонатальном периоде и раннем детском возрасте.
- То есть, после 17-летнего возраста церебролизин уже не нужен?
- Вы меня неправильно поняли. И в этом возрасте, и любом другом церебролизин может успешно применяться, но только с другими целями. Например, мой коллега Николай Николаевич Заваденко, профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета РГМУ в проведенных им исследованиях, доказал, что этот препарат эффективен в борьбе с последствиями черепно-мозговых травм, произошедших в том числе и в юношеские годы. В многочисленных исследованиях было подтверждено и целебное действие церебролизина у пожилых людей, перенесших инсульт.
- Михаил Иванович, а что значит – неонатальный?
-"Neonatus" - это новорожденный, отсюда название неонатология. Период новорожденности длится 28 дней, то есть примерно один месяц жизни. Но это не значит, что неонатолог следит за состоянием малыша ровно четыре недели - ни больше, ни меньше. Если ребенок родился раньше срока, неонатолог занимается им, пока младенец не достигнет состояния зрелости и его возраст скоррегируется до возраста доношенного. А это порой длится не один месяц. Вот почему сегодня российские неонатологи все чаще наблюдают малышей до 6-ти месяцев, а то и дольше, и лишь затем передают их педиатру.
- Уточните, пожалуйста, когда начинается и заканчивается такой период. Ведь если я Вас правильно поняла, это и будут границы использования церебролизина в Вашей практике.
- В России, согласно постановлению Правительства четырнадцатилетней давности за подписью В.С.Черномырдина, ребенок считается способным к самостоятельному существованию, если ему будет оказана помощь, с 22 недель беременности. Поэтому, начиная с этого срока беременности, в нашей стране запрещены аборты по «социальным показаниям». И малыш, если он, пусть недоношенным, весящим всего около 490 г, появляется на свет, уже считается по закону новорожденным ребенком, а не плодом. Мы достаточно часто используем церебролизин для лечения поражений нервной системы у недоношенных детей, но не в столь ранний период, хотя я и допускаю, что в перспективе это будет возможно.
Кстати, по данным Департамента здравоохранения города Москвы, примерно каждый сотый ребенок сегодня рождается недоношенным, а среди недоношенных каждый десятый глубоконедоношенным.
Подчеркну, что чем на более ранней стадии нейроонтогенеза находится мозг, тем выше его пластичность, способность восстанавливаться после повреждений. И, безусловно – тем больше вероятность, что поможет церебролизин, который я бы сравнил с мощной лекарственной поддержкой для нейрональной пластичности. После трехлетнего возраста, как считают нейробиологи, пластичность человеческого мозга резко снижается. Также и неврологи отмечают, что наилучшие результаты коррекции нарушений развития ЦНС , возникших в пери и неонатальном периодах, которые посильны современной медицине - это устранение примерно 70% патологической симптоматики, но никогда не 100%. И почти все эти 70% восстановления удается достичь до 3-летнего возраста. В дальнейшем эффективность лечения не превышает 30%.
- Не могли бы Вы привести конкретный пример использования церебролизина в Вашей практике?
- Я приведу пример, где наша цель состояла не только в том, чтобы вернуть детям здоровье, но и объективно оценить действия препарата церебролизинна динамику психомоторного развития и показатели биоэлектрической активности (БЭА) головного мозга у 41 недоношенных, перенесших перинатальную церебральную гипоксию-ишемию. Монотерапия церебролизином начиналась по достижении пациентами 40 недель от зачатия. Препарат вводили по утрам, в/м в дозе 0,1 мл в день в течение первых трех суток лечения, а в последующие 20 дней - в более высокой дозе - 0,1 мл/кг в сутки. Прием других нейротропных препаратов в течение этого курса исключался. Для оценки мышечно-постурального тонуса и рефлексов до и после лечения церебролизином мы применяли стандартизированную шкалу «Infanib», для оценки БЭА головного мозга применяли методику электроэнцефалографического мониторинга.
Подобная оценка показала, что препарат достоверно улучшал показатели, во первых, психомоторного развития детей, во-вторых становление БЭА. Итак, под влиянием церебролизина у детей нормализовались функции ЦНС, судя по клинической симптоматике, а также результатам регистрации электрической активности мозга.
- С чем Вы это связываете?
- С особенностями действия этого препарата, состоящего из нейропептидов, аминокислот, витаминов и микроэлементов и доказавшего в многочисленных клинических испытаниях и благодаря большому опыту применения уже в повседневной практике свою способность оказывать трофическое воздействие на нервные клетки, пострадавшие от гипоксии, приводить к формированию новых ассоциативных связей между нейронами.
Мы планируем продолжение клинических исследований по разработке эффективных методов лечения поражений нервной системы у младенцев, связанных с осложнениями беременности и родов – в том числе и применение церебролизина.