Правозащитники посетили крупнейшую психбольницу Санкт-Петербурга

22.02.2011

Владимир Петрович Лукин, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации совместно с Президентом Санкт-Петербургской Гражданской комиссии по правам человека, Чорным Романом Владимировичем посетил Городскую психиатрическую больницу № 3 имени Скворцова-Степанова.

Владимир Петрович Лукин, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации совместно с Президентом Санкт-Петербургской Гражданской комиссии по правам человека, Чорным Романом Владимировичем посетил Городскую психиатрическую больницу № 3 имени Скворцова-Степанова.

Городская психиатрическая больница № 3 находится на Фермском шоссе, 36 в Северной столице. В ней ежедневно находятся несколько тысяч пациентов. Ранее в Гражданскую комиссию по правам человека культурной столицы неоднократно обращались пострадавшие от нарушений их прав с жалобами: на серьезные побочные эффекты от высоких дозировок психотропных препаратов, назначенных им в этом учреждении; на жестокое обращение со стороны работников этой психбольницы; нарушения судебно-процессуальных прав пациентов при недобровольных госпитализациях и др.

Главный врач Городской психиатрической больницы № 3 сообщил о том, что в подавляющем большинстве случаев суды о недобровольных госпитализациях в это учреждение проводятся в самой больнице в конференц-зале. Однако, высшие российские судебные инстанции неоднократно подчеркивали, что, как правило, за редким исключением такие суды должны проводиться в здании судов, а не в здании психиатрической больницы с тем, чтобы судебные заседания не превращались в фикцию: ибо сегодня часто имеет место ситуация, когда суды просто «штампуют» решения о госпитализации граждан без их согласия в психбольницы, основываясь лишь на мнении психиатров. Такая ситуация приводит к нарушению права граждан на справедливый суд, гарантированного статьей 6 Европейской конвенции о защите основных прав и свобод человека.

Сотрудники Городской психиатрической больницы № 3 имени Скворцова-Степанова были заранее извещены о посещении их учреждения правозащитниками, имели возможность для того, чтобы подготовиться к нему. Но, когда представители правозащитных организаций посетили одно из отделений психбольницы, они увидели, что в палатах находится обычно не менее 10-ти человек, а в «надзорной» палате находится более 20-ти человек. Почти во всех палатах некоторые койки стоят вплотную друг к другу. Ни в одной показанной правозащитникам палате не было тумбочек, т.е. зубную пасту и щетки для чистки зубов хранить им негде. А ведь в этом отделении находятся и так называемые «принудчики», т.е. совершившие правонарушение граждане, но признанные судом невменяемыми. Они могут находиться в таких тяжелых бытовых условиях год и более. Но даже в современной жестокой российской реальности в учреждениях пенитенциарной системы у заключенных есть тумбочки!

Как заявил представитель Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, на психиатрию в Северной столице выделяется значительное количество финансовых средств. Почему же условия содержания пациентов психбольницы такие тяжелые? И не являются ли такие условия содержания пациентов в психбольнице жестоким и унижающим достоинство людей обращением, противоречащим требованиям статьи 3 Европейской конвенции о защите основных прав и свобод человека? И не является ли подобная психиатрическая помощь аналогом и прямым продолжением советской карательной психиатрии?

В выводах Доклада Международной Хельсинкской федерации «Карательная психиатрия в России» (Москва, 2004 г.) говорится: «... советская и российская психиатрия фактически представляют собой одно целое. Карательная психиатрия не только существовала в России в советский период ее истории и не только существует в настоящее время... нет никаких предпосылок для надежды, что она исчезнет в обозримом будущем».

Но необходимо отметить, что в России до сих пор не создана государственная службы защиты прав пациентов психиатрических стационаров, независимая от органов здравоохранения, гарантированная статьей 38 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Может быть, если бы она существовала, вышеописанных злоупотреблений бы не было?

Международная Гражданская комиссия по правам человека была создана Церковью Саентологии и почетным профессором психиатрии Томасом Сасом


Roman
+4.5