О тенденциях российского PR

25.02.2011

С приходом на российский рынок интернациональных компаний с их международным опытом, PR-среда в России значительно изменилась. В своем интервью Ширли Хэнли – Райдер (Shirley Hanley-Ryder) , региональный директор консультационного PR агентства Грейлинг Евразия, рассказала о том, какие изменения происходят в российском PR.

RT: Есть ли какие-либо различия в использовании инструментов PR в России по сравнению с другими странами?
SHR: «Россия быстро развивается, с развитием экономики приходит понимание необходимости использования инструментов PR для развития и поддержания корпоративного имиджа, репутации компании. Российские PR агентства сейчас все чаще формируют департаменты корпоративной и социальной ответственности, и, прежде всего, это заслуга иностранных компаний, диктующих свои стандарты КСО, кадровой политики, менеджмента, клиентского сервиса и маркетинга.
Как представитель агентства могу сказать, что основное различие заключается в форме взаимодействия со СМИ. На мой взгляд, западные СМИ работают по более этичным принципам. В России же размещение статьи на платной основе достаточно частое явление, и компании ожидают, что они изначально будут знать, где и когда их статья будет опубликована, за определенную плату. В этом отличие от развитых стран, где платные статьи четко обозначены как рекламное размещение. Именно поэтому там отношения между компанией, PR агентством и прессой другие. Grayling никогда не размещает платные статьи - мы работаем с нашими клиентами таким образом, чтобы предоставлять СМИ значимые инфоповоды и новости, интересные читателям. Помимо стандартного распространения пресс-релизов, мы проводим личные встречи с журналистами для неформального общения и подготовки эксклюзивного материала о наших клиентов. Это в большей степени относится к глянцевым журналам, где мы хотим рассказать об особенностях потребительских брендов наших клиентов.»
RT: Как бы Вы сравнили работу в агентстве по связям с общественностью в России и Англии?
SHR: «В России я работаю в офисе с 36-ью сотрудниками, которые одинаково хорошо владеют русским и английским языками, что не сильно отличается от работы в агентстве в Лондоне. Наши международные клиенты ожидают такое же качество обслуживания от своего российского агентства, которое они получают в агентствах в западных странах, поэтому сотрудники нашего российского офиса должны быстро осваивать западный подход к работе, систему отчетности и оперативность.
Несмотря на это, для меня, как для менеджера российского бизнеса, самое сложное то, что российский трудовой кодекс позволяет сотрудникам покинуть компанию, информируя об этом работодателя за две недели до ухода. Это достаточно сложно для бизнеса, который строит свой успех на взаимоотношениях с клиентом. Потребность идти дальше, зарабатывать больше денег и идти вверх по карьерной лестнице кажется более важным молодым людям здесь, чем, по моим наблюдениям, например, для молодежи Великобритании.
RT: Отличается ли в России культурный подход?
SHR: «На мой взгляд, существует общая проблема нехватки доверия среди российских людей и ожиданий, что тебя подведут. Кроме того, российские клиенты склонны рассматривать свое агентство по связям с общественностью больше как поставщика услуг, нежели чем как партнера или члена своей команды, который может помочь в достижении лучших результатов.»
RT: Верите ли Вы в то, что российские компании используют инструменты PR эффективно?
SHR: «Нашими клиентами являются известные международные бренды, которым необходима поддержка в области связей с общественностью на локальных рынках, и они хорошо понимают возможности и эффективность PR. Я думаю, что российские компании только начали осознавать реальный потенциал и важность PR. Поскольку русские люди становятся более "прозападными" в своих мнениях и предпочтениях, они постепенно начинают отвергать компании и бренды, не соответствующие их новым убеждениям и ожиданиям, и этим компаниям необходимо будет работать над своим имиджем и репутацией для того, чтобы выжить”.
RT: Верите ли Вы в то, что бизнес в России страдает от негативного PR?
SHR: «В СМИ много говорили о проблемах коррупции в российском бизнесе, и это неизбежно отрицательно влияет на общую картину российского бизнеса. Исследование, которое я недавно провела, показывает, что даже русские люди не доверяют отечественным брендам, я думаю, нам предстоит проделать долгий путь, прежде чем российские бренды будут приняты на международном уровне. Конечно, это не касается областей, где Россия является явным общепринятым лидером, таких как – нефть, газ и водка - первое, что приходит на ум!»
RT: Верите ли Вы в то, что российские компании могли бы использовать инструменты PR эффективнее? Особенно в глобальном контексте?
SHR: «Есть старая поговорка: «Никакие деньги в пиаре не помогут продать плохой продукт». Если у российских компаний есть четко поставленные задачи и качественный продукт, то PR сможет помочь донести до заинтересованных лиц ключевые ценности компании и направления работы, переставляя компанию как надежного партнера в бизнесе, сильного, привлекательного для покупки бренда, как компанию, нацеленную на качество, здоровье, безопасность и ориентированную на клиентов. Ошибки происходят тогда, когда компании создают себе имидж, не совпадающий с реальностью, и поэтому, в случае кризиса, он отражается на них гораздо сильнее.»
О Grayling:
Grayling – вторая по величине независимая консалтинговая компания в области связей с общественностью и органами государственной власти, связям с инвесторами и организации мероприятий. Grayling имеет 70 представительств в 40 странах Европы, США, Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. Доходы компании превышают 100 миллионов евро (148 млн. долларов США). Дополнительная информация на www.grayling.com