Мобильные сети не только для людей


Вы бы сильно удивились, если б имели возможность подслушивать разговоры по мобильным телефонам в последние десять лет.

Мобильные сети не только для людей
По крайней мере, в Западной Европе и США вы бы наверняка половину времени слышали не человеческие голоса, а гул и жужжание данных, перетекающих от одного устройства к другому. Происходит это не потому, что люди превращаются в роботов, а из-за новой тенденции – М2М мобильных коммуникаций.
Если в двух словах, то мобильные М2М-коммуникации возникают в любой ситуации, когда один механизм общается с другим через мобильную сеть, без вмешательства человека. Эта технология появилась более десяти лет назад в виде коммуникационной системы для транспортных средств General Motors OnStar. На сегодняшний день она объединяет более 5 миллионов пользователей и работает на базе сетей стандарта CDMA (code division multiple access). Другими популярными приложениями этой технологии стали системы определения местонахождения, промышленный мониторинг, системы безопасности, а также кассовые терминалы в магазинах и ресторанах. Прошлый год выдался для М2М-коммуникаций очень удачным. Шведская компания Berg Insight, специализирующаяся на аналитике в области телекоммуникаций, в 2010 году зафиксировала 48-процентный рост поставок М2М-устройств для промышленного применения, в результате чего их продажи достигли исторического максимума в 37 млн единиц. В то же время за год было активировано 37,3 млн устройств (на 55% больше, чем в 2009 году), а общее число используемых в мире сотовых М2М-устройств возросло до 81,4 млн. Это число практически эквивалентно населению Германии, самой густонаселенной страны в Западной Европе. Но даже такой рост незначителен по сравнению с тем, что эксперты предрекают этой технологии в будущем в связи с появлением феномена, набирающего популярность с прошлого года – абонентских мобильных М2М-коммуникаций.
Уже сейчас миллионы абонентских устройств – от электронных книг до автомобилей – обладают способностью автоматически коммуницировать через беспроводные сети. В Бразилии, к примеру, действует закон, обязывающий встраивать модуль для определения местонахождения во все новые автомобили. По данным Международной организации автопроизводителей, за 2009 год в этой стране было произведено почти 3,2 млн автомобилей. Помножьте соответствующее количество абонентских устройств на постоянно растущий спрос в промышленности, и вы получите предсказанные Berg Insight среднегодовые темпы роста поставок сотовых М2М-устройств на уровне 25,1%, что приведет к увеличению числа таких устройств до 95,7 млн к 2015 году. Все это время количество подключений будет расти в среднем на 32% в год, так что к 2015 году их общее число достигнет 294,1 млн.
“В данный момент такие устройства обеспечивают 10% всех сотовых подключений в Скандинавии, 18% в Швеции и 6,3% в США, - рассказывает Тобиас Райберг (Tobias Ryberg), аналитик из Berg Insight. – Через 10 лет 50% подключений на наиболее развитых рынках будет происходить без мобильного телефона”. Это важный сигнал для мобильных операторов. М2М-коммуникации обычно не приводят к значительному увеличению объемов передачи данных (хотя это и не всегда так – например, в случае с видеонаблюдением), но требуют высокой надежности: кремниевый чип вряд ли догадается перезвонить, если не дозвонится сразу. “Если у вас в доме установлена сигнализация, вы должны быть уверены в том, что она всегда сможет послать сигнал”, - говорит Райберг. В случае с телефонными операторами, добавляет он, с этим есть проблемы, ибо качество сервиса в их сетях обычно зависит от текущей нагрузки и других факторов.
Еще одна проблема состоит в том, что мобильные М2М-приложения часто внедряются в глобальном масштабе (как в случае с системами определения местоположения), тогда как мобильные сети обычно ограничены какой-либо страной или регионом. Это, безусловно, препятствие для развития М2М-коммуникаций. Кроме того, на этой технологии быстро не заработаешь.
По традиции, М2М-коммуникации характеризуются низким доходом в расчете на одного пользователя (ARPU), а именно этим показателем измеряется прибыльность в мобильной индустрии. Вместе с тем за счет массовости сервиса его маржинальности вполне может хватить, чтобы сделать такой бизнес привлекательным. Во всяком случае, все основные операторы, в том числе AT&T, Orange, Telefonica, Telenor, T-Mobile, Verizon и Vodafone, уже предложили решения для этого рынка.
Основной вопрос для этих операторов теперь состоит в том, как предотвратить “отъедание” полосы пропускания растущими объемами низкодоходного М2М-трафика в сетях, построенных на новейшем дорогом оборудовании. Одним из решений может стать перевод этого трафика на Wi-Fi – такая возможность была представлена в этом году компанией Cisco на Всемирном мобильном конгрессе.
Другим вариантом может стать переход на сети стандарта GSM, чьи дни постепенно подходят к концу. Они более приспособлены для М2М, поскольку те не так интенсивно задействуют сетевые ресурсы, как новые 3G и 4G технологии,. “Последними пользователями GSM-сетей будут машины“, - предрекает Райберг. Есть ирония в том, что технология, послужившая стимулом для развития мобильной индустрии, однажды может стать достоянием созданных ею устройств…

Дополнительную информацию с удовольствием предоставит
Александр Палладин, глава пресс-службы ООО "Сиско системс"
тел. (985) 226-3950

О компании Cisco
Cisco – мировой лидер в области сетевых технологий, меняющих способы человеческого общения, связи и совместной работы. Чистый объем продаж компании в 2010 финансовом году составил 40 млрд долларов. Информация о решениях, технологиях и текущей деятельности компании публикуется на сайтах www.cisco.ru и www.cisco.com.

Cisco, логотип Cisco, Cisco Systems и логотип Cisco Systems являются зарегистрированными торговыми знаками Cisco Systems, Inc. в США и некоторых других странах. Все прочие торговые знаки, упомянутые в настоящем документе, являются собственностью соответствующих владельцев.