Программа Mini-MBA


Краткий курс или новый формат программы MBA?

На первый взгляд, mini-МВА является укороченным вариантом традиционной программы «Мастер делового администрирования». Но есть и другое мнение: это самостоятельный формат, совмещающий достоинства классического бизнес-образования и тренинга. Если это так, то в чем его оригинальность?

Стандартов mini-MBA нет

Первая программа mini MBA заявила о себе в начале 2004 года, после чего вокруг ускоренного бизнес-образования с использованием солидной марки разгорелись горячие споры. Несмотря на скептические оценки, вскоре "краткий курс МВА" в разных видах появился сразу в нескольких школах.

Центр корпоративных стратегий продвигает программу "Стратегическое и тактическое лидерство": три сессии за 5 месяцев. В Русской школе управления существует "Бизнес-мастер": за полгода сдается 6 сессий. Международная академия бизнеса разработала модульные программы, каждая из которых включает 4 курса по 2 месяца. В Открытом университете бизнеса и технологий проводят дистанционное обучение (от 8 до 24 месяцев). Международная школа бизнеса Московской торгово-промышленной палаты назвала свой курс МВА- practice: это 7 ежемесячных сессий по 4 дня и стажировка за границей.

Почему, едва зародившись, новое направление уже приобрело такое многообразие форм? Как известно, дополнительная профессиональная образовательная программа "Мастер делового администрирования (МВА)" реализуется в соответствии с Государственными требованиями, которыми установлен нормативный объем обучения не менее 1000 аудиторных часов продолжительностю не менее двух лет (без отрыва или с частичным отрывом от производства). Выпускникам присваивается квалификация "мастер делового администрирования" и вручается государственный диплом. Тем, кто прошел курс mini-MBA, учебные заведения выдают документы собственного образца: это может быть сертификат, удостоверение, свидетельство или диплом о профессиональной переподготовке. Стандартов ни по содержанию краткосрочных программ, ни по "качеству" выпускников не существует.

Mini+MBA

Обучение менеджеров в формате mini-MBA существует в мире уже не первый десяток лет. Оно особенно востребовано в тех странах, где наблюдается всплеск экономической активности. В России потребность в "быстром" бизнес-образовании ощутили всего несколько лет назад. "Чтобы создать своего рода "концентрат" управленческих знаний, из классической программы подготовки менеджеров были убраны такие дисциплины, как статистика, информатика, английский язык, деловой этикет. И осталась жесткая классика от MBA, но в усеченном формате", - описывает замысел разработки новой программы Анастасия Боровская, исполнительный директор Русской школы управления.

По сути mini-MBA является результатом совмещения двух форматов бизнес-образования - традиционной MBA и тренинга. "На рынке, - объясняет Сергей Попов, научный руководитель программы mini-MBA "Стратегическое лидерство" Центра корпоративных стратегий, - существовали двухгодичные программы делового администрирования и краткосрочные тренинги, развивающие отдельные навыки. А между ними - большой разрыв. Возник вопрос: целесообразно ли его заполнять? Оказалось, что спрос есть. Идея заключалась в том, чтобы сохранить базовые дисциплины МВА, но сократить сроки обучения и добавить интерактива".

Как образно сказал руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами Международной Академии Бизнеса Александр Федоров: "Вы приобретаете единый набор качественных инструментов, а не пилу из одного набора и молоток - из другого". Именно поэтому "продавцы" программы позволяют себе пользоваться знаменитой аббревиатурой.

Среди основных проблем организаторы "быстрых" программ, не сговариваясь, называют нехватку преподавателей-практиков. "Для качественного бизнес-обучения не подходят ни маститые вузовские профессора, ни опытные консультанты. Нужны менеджеры крупных компаний, которые наряду с хорошим образованием имеют обширный опыт в бизнесе", - утверждает Михаил Морозов, заместитель директора Международной школы бизнеса Московской торгово-промышленной палаты по развитию. К сожалению, далеко не все они обладают педагогической компетенцией. "Тем не менее, существует немало примеров, когда руководителям предприятий удается совмещать преподавание и бизнес", - отмечает Михаил Морозов.

Как привлечь значимых управленцев к преподаванию? Должна быть глубокая внутренняя мотивация, стремление передать лучшие традиции бизнеса ради достижения в будущем масштабных экономических результатов. Mini-МВА дает возможность реализовать идею наставничества на более широкой публике, жадной до лучшего опыта.
Обучение на Mini-MBA

Краткосрочные программы своим рождением обязаны специалистам, пришедшим из консалтинговых структур, соответственно, рассчитаны на хорошо знакомую им аудиторию - менеджеров и владельцев малых и средних предприятий.

Допустим, речь идет о большой компании. Есть "зубры", многие из которых уже получили степень MBA, в том числе, в западных бизнес-школах. Есть "молодняк", недавно вышедший из вузов, энергичный, но пока "незрелый". И есть "середина", например, руководители подразделений или региональных центров - люди, уже имеющие существенный опыт. Они стремятся работать эффективнее, но не хватает управленческих знаний. Подняться на новый профессиональный уровень им предлагается с помощью mini-MBA. По крайней мере, учеба обойдется значительно дешевле, а конечный результат (необходимый объем знаний, а также документ, свидетельствующий о повышении квалификации) появится в несколько раз быстрее.

Другая категория потенциальной аудитории - владельцы малого и среднего бизнеса. "Они уже вряд ли станут наемными менеджерами, следовательно, "корочки" для них не самоцель - показывать некому, - рассуждает Анастасия Боровская, - им нужны практические знания, но времени на учебу мало. Они получают необходимую информацию и навыки, причем уже в процессе обучения начинают использовать их в управлении своей компанией".

В рамках одной группы, как правило, собираются слушатели не только из разных регионов и отраслей, но и с неодинаковым уровнем профессиональных знаний. С одной стороны - это хорошо, так как происходит обмен опытом, завязываются деловые контакты. С другой стороны, ввиду краткосрочности программы создать единую команду из представителей далеких друга от друга сфер - сложно. "В той или иной степени такая проблема будет существовать всегда, - признает Александр Федоров, - Поэтому следует ориентироваться на корпоративные группы, в которых эта проблема смягчена единой политикой в области подготовки персонала. Впрочем, слушатели - менеджеры и бизнесмены - сами по себе люди практичные, они пойдут учиться именно туда, где можно извлечь максимум пользы для себя и своего бизнеса".

Почти все школы предлагают mini-MBA не только в открытом, но и в корпоративном формате, сфокусированном на особенностях бизнеса фирмы-заказчика. "Надеемся, что слушатели будут достаточно открыты, чтобы решать реальные проблемы своих предприятий с процессной поддержкой преподавателей, - говорит Михаил Морозов. - В связи с этим к плюсам корпоративного формата можно отнести возможность передачи навыков командной работы". Тем не менее, стоит отметить и минус. Это отсутствие возможности во время обучения общаться с коллегами из других компаний и как следствие малая вероятность появления новых бизнес-идей.

В ходе обучения слушатели проводят диагностику состояния своего предприятия или подразделения, разрабатывают рекомендации по совершенствованию структуры управления. Анастасия Боровская подчеркивает: "Mini-MBA позволяет за короткий период обучать большое количество сотрудников или всех ключевых руководителей одновременно. Команда начинает говорить на одном языке, что в свою очередь способствует достижению стратегических целей компании".

Кроме того, направляя на учебу группу, предприятие получает возможность моделировать курс в соответствии со своими интересами. "Для школы важен диалог с компанией-заказчиком, обсуждение ожидаемого результата и требований к обучению", - добавляет Сергей Попов. Выпускной проект в таком случае носит прикладной характер, то есть, может служить полноценным консалтинговым продуктом. В связи с этим фактором, по наблюдениям Сергея Попова, участники имеют особую мотивацию к учебе: "Они не планируют сбежать к конкурентам, а, напротив, - хотят расти внутри родного предприятия".

Mini-MBA не является альтернативой классическому бизнес-образованию. Цель этой программы, по выражению Сергея Попова, - ускоренная массовая ликвидация менеджерской безграмотности. "По некоторым оценкам, нам ежегодно требуется в десять раз больше специалистов с бизнес-образованием, чем выпускают все школы, вместе взятые, так что формат mini-MBA имеет право на существование уже потому, что хотя бы частично удовлетворяет этот спрос. Главное, чтобы качество образования в рамках этих программ было достойным", - отмечает Сергей Попов. Как раз то, что "быстрое" бизнес-образование может быть качественным, еще предстоит доказать. Чтобы оно завоевало авторитет, должно состояться несколько выпусков.

В связи с этим существуют различные мнения по поводу использования приставки "мини". С маркетинговой точки зрения такое название вряд ли можно считать удачным - у людей, подыскивающих для себя программу, может возникнуть подозрение, что это подделка под МВА. Авторы программ стремятся развеять сомнения. "Я думаю, что перспектива таких курсов вполне определенная: они будут развиваться, находить потребителя, и, несомненно, набирать обороты", - уверена Анастасия Боровская.

Оптимистично оценивает будущее нового направления руководитель коммерческого отдела Открытого университета бизнеса и технологий Яна Петрушенко: "Спрос на программы mini-МВА постоянно растет. Это связано с тем, что менеджеры заинтересованы в развитии управленческих навыков с минимальным отрывом от основной деятельности. А использование дистанционной формы обучения привлекает практической направленностью, индивидуальным темпом обучения и доступной ценой".

Год назад в Москве было не больше пяти школ, в основном, выросших из консалтинговых структур, которые предлагали собственные версии mini-МВА. Сейчас таковых можно насчитать около десяти в Москве и не менее двух десятков по всей России, а также в Белоруссии и на Украине. Кроме расширения географии наметилась и другая тенденция: учебные заведения, в которых преподавалась классическая МВА, начали делать на ее основе краткие варианты. Например, Институт экономики и финансов "Синергия" представил mini-MBA в виде программы краткосрочного повышения квалификации. То есть идея ускоренного бизнес-образования, успешно прижившись на отечественной почве, переживает качественное развитие.

Марина Матафонова,
Элитный персонал


Re-port.ru
Re-port.ru
+2450.9