DRG: Исследование российского рынка общественного питания


В январе 2012 г. Маркетинговое агентство DOSCOVERY Research Group завершило исследование российского рынка общественного питания.

В январе 2012 г. Маркетинговое агентство DOSCOVERY Research Group завершило исследование российского рынка общественного питания.
По оценке DISCOVERY Research Group по итогам 2011 года оборот общественного питания в России составил 897,6 млрд. руб., в сопоставимых ценах рост рынка составил 5,3%.
В 2010 году почти треть общероссийского оборота общественного питания приходилась на Центральный федеральный округ – почти 225 млрд. руб. На втором месте по обороту общественного питания находится Приволжский федеральный округ с оборотом почти в 150 млрд. руб.
Расширение крупных сетей было настолько динамичным, что, несмотря на кризис, со второго полугодия 2008 года по первый квартал 2011 года число сетевых заведений выросло на 14,8%.
На конец первого квартала 2011 года в России действовало 344 сети заведений общественного питания – рестораны, кафе, бары, заведения быстрого питания (fast food), кофейни и уличные киоски – с 6379 точками. Наиболее активно сети быстрого питания развиваются в крупных городах. В Москве действует 41%  функционирующих в России подобного рода сетевых заведений.
На росте рынка в 2011 году положительно сказался запрет на продажу алкоголя крепостью свыше 15% в ночное время по всей России. В перспективы на развитие рынка окажут существенное влияние различные мероприятия, которые будут проходить в нашей стране, поскольку в крупных городах довольно высокая доля продаж приходится на иностранных посетителей. Также существенное влияние окажет открытие новых торговых развлекательных объектов, в которых традиционно располагается довольно большое количество разнообразных точек общественного питания.
К негативным факторам, оказывающим влияние на развитие рынка общественного питания, в первую очередь, следует отнести ожидание второй волны кризиса и постоянное упоминание об этом в прессе. Также на сокращение рынка оказывают влияние возросшие после кризиса арендные ставки. Тормозом рынка также могут послужить введение различных ограничений на курение в общественных местах. К тому же уровень и качество сервиса во многих предприятиях общественного питания, особенно это актуально для регионов, оставляют желать лучшего, что также не может не сказаться на развитии рынка общественного питания в России.
Кризис оказал наиболее существенное влияние на сегмент элитных ресторанов: отмечался явный сдвиг спроса в сторону более дешевых сегментов: из fine dining в casual, из casual в fast food. Однако уже в мае 2010 года отмечается восстановление спроса, по крайней мере, в среднеценовом сегменте (quick casual и casual dining), а о полном восстановлении спроса в сегменте элитных ресторанов говорить еще рано.
В 2010-2011 годах происходит расширение рынка: сети, которые уже присутствовали на российском рынке – продолжили открывать новые заведения, продолжилась докризисная тенденция к региональной экспансии сетей. Особенно остро данная тенденция стала проявляться, когда на рынок стали выходить или заявили о выходе крупные международные сети:  Aroma Espresso Bar, Wendy's, Arby's, Johnny Rockets, Pinkberry, Double Coffee, Burger King, Coffeshop Company. Отечественные игроки не отстают от сетевых заведений и также открывают новые рестораны, которые в дальнейшем планируется сделать сетевыми: например, "Бублик", "Дорогая, я перезвоню!", Leps Bar, Coffe100. Примечательно, новые игроки появляются в самых разнообразных сегментах: от наиболее распространенного фаст-фуда до пивных баров и баров мороженого. Но все же российских рынок по-прежнему развивается за счет франчайзинга от крупных международных брендов.
Наиболее крупный сегмент – фаст фуд, на его долю по различным оценкам приходится от 30 до 35% от общего объема российского рынка общественного питания. Основные игроки – MC Donald’s, KFC (бывший "Ростикс-KFC"), Subway, Buger King.
Второй по распространенности сегмент – среднеценовой (casual), основной игрок в данном сегменте – "Росинтер Ресторанс Холдинг". В данном сегменте наиболее распространены итальянские рестораны и суши-бары, хотя как отмечают эксперты рынка, бум спроса на данную кухню начинает проходить.
Наиболее крупные российские рестораны сегмента fine dining – группа компаний Аркадия Новикова и Ginza Project.
С подробной аннотацией Вы можете ознакомиться по адресу:
http://www.drgroup.ru/69-issledovanie-rinka-obshestvennogo-pitaniya-v-rossii.html