Градостроительный кодекс: ни дня без перемен


Градостроительный кодекс как основной нормативный правовой акт, регулирующий градостроительную деятельность, постоянно претерпевает те или иные изменения. Отдельные аспекты, касающиеся градостроительства, мер безопасности, саморегулирования в строительной отрасли, совершенствуются путем внесения него поправок. Очередная законодательная сессия не стала исключением.

Градостроительный кодекс как основной нормативный правовой акт, регулирующий градостроительную деятельность, постоянно претерпевает те или иные изменения. Отдельные аспекты, касающиеся градостроительства, мер безопасности, саморегулирования в строительной отрасли, совершенствуются путем внесения него поправок. Очередная законодательная сессия не стала исключением.
В первой половине июня в Государственную Думу РФ был внесен законопроект об установлении региональных и местных нормативов градостроительного проектирования. Данным документом, вносящим изменения в Градостроительный кодекс, устанавливается необходимость применения указанных нормативов при разработке документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории.
Нормативы устанавливают требования, содержащие расчетные показатели обеспеченности и доступности для населения объектов регионального и местного значения. В составе нормативов предполагается разработка показателей минимально допустимого уровня обеспеченности населения, проживающего на соответствующей территории, объектами транспортной и инженерной инфраструктуры, социально-культурного, коммунально-бытового и рекреационного назначения, а также объектами благоустройства территории.
Перечисленные показатели будут определяться согласно плану социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, локальных климатических и демографических особенностей.
Таким образом, законопроект позволит унифицировать ранее утвержденные нормативы и обеспечит разработку новых нормативов в полном соответствии с едиными требованиями, что будет способствовать повышению качества разрабатываемых документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории и существенно ускорит процесс подготовки таких документов.
Также в первой половине июня прошел первое чтение правительственный законопроект №58617-6«О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», увеличивающий сроки действия технических условий на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Согласно документу, срок действия составит не менее пяти лет в случае комплексного освоения земельного участка в целях жилищного строительства.
Законодатели не обходят стороной и вопросы, напрямую связанные с саморегулированием в строительстве.
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству направил в нижнюю палату парламента законопроект «О внесении изменений в статью 55.21 ГК РФ», предусматривающий снятие ограничения на избрание президента Национальных объединений саморегулируемых организаций более двух сроков подряд. Законопроект был рассмотрен и принят в первом чтении.
Законопроект №50482-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», имеющий своей целью повышение открытости и прозрачности деятельности СРО, пока остается на рассмотрении в Комитете по земельным отношениям и строительству до получения официального отзыва Правительства РФ.
Стоит отметить еще одно изменение в законодательстве, пусть и произошедшее еще в конце 2011 года, но имеющее немалое значение для строительной отрасли, а потому активно обсуждаемое всем строительным сообществом. Речь идет о Федеральном законе от 28.11.2011 г. № 337-ФЗ, который создал новую схему ответственности за внедоговорной вред, причиненный вследствие строительства или эксплуатации зданий и сооружений. Данная схема предусматривает солидарную ответственность широкого круга лиц, в число которых войдут и саморегулируемые организации.
Сохраняющаяся до 1 июля 2013 год субсидиарная ответственность – представляет дополнительную ответственность лиц, которые вместе с должником отвечают перед кредитором за ненадлежащее исполнение обязательств. Иными словами, на сегодняшний день саморегулируемая организация возмещает ущерб из средств компенсационного фонда, когда виновник, являющийся членом СРО, не способен самостоятельно выплатить всю сумму в полном объеме.
Введение солидарной ответственности означает, что на стороне должника одновременно будут выступать несколько лиц. В рамках солидарной ответственности кредитор может предъявить требования по возмещению причиненного вреда любому из должников. И только после выплаты суммы должник сможет предъявить регрессные требования в отношении других солидарных должников.
По мнению саморегулируемых организаций, такая схема ответственности повлечет серьезные изменения в базовых механизмах саморегулирования в строительстве и может в итоге привести к ликвидации большого количества СРО. В связи с этим саморегулируемое сообщество в своем диалоге с органами государственной власти последовательно выступает за возвращение к субсидиарной ответственности. Это позволяет предполагать, что до вступления указанных поправок в силу еще могут быть предприняты какие-то шаги, которые позволят смягчить последствия или даже вернуть ситуацию в исходное состояние.
Как отмечает генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс» Дмитрий Мурзинцев: «Поправки в Градостроительный кодекс вносятся достаточно активно и регулярно. При этом пока еще не во всех случаях в должной мере учитывается мнение представителей отрасли, в результате чего некоторые из принимаемых законопроектов способны привести к неоднозначным для стройкомплекса последствиям. В данной ситуации представляется разумным развивать конструктивный диалог с органами власти с целью достижения компромиссов по наиболее актуальным вопросам в сфере совершенствования законодательства».


sroesp
+1