Музы вернулись на фасад Большого театра


На фасаде Большого театра установлены исторически точные копии муз Эрато и Терпсихора, уничтоженные взрывом авиационной бомбы в 1941 году, сообщил официальный представитель генподрядчика проекта реконструкции и реставрации Большого театра, советник президента Группы «Сумма» Михаил Сидоров.

Музы вернулись на фасад Большого театра
«Музы для фасада Большого театра были заказаны Альбертом Кавосом, который восстанавливал практически полностью сгоревшее в 1853 году здание театра. Во время второй мировой войны в результате попадания бомбы от стоявших в нишах муз остались только осколки. В 1942 году скульпторы Митрофан Рукавишников и Сергей Кольцов уже по собственному проекту выполнили из гипса фигуры муз, но они сильно отличались от первоначального замысла», – уточнил представитель генерального подрядчика.
В ходе проектирования реконструкции и реставрации Большого театра было принято решение полностью восстановить исторический облик здания. Поэтому «советские» музы сняли с фасада и передали в музей театра. Авторский коллектив во главе со скульптором Константином Арабчиковым проделал большую работу по поиску архивных материалов, для того чтобы детально восстановить облик муз, установленных на фасаде в 1856 году.
До настоящего времени дошло не так много фотографий, на которых достаточно отчетливо были видны фигуры муз. По словам скульпторов, принимавших участие этой работе, на старинных изображениях можно было уловить только общие стилистические абрисы скульптур и динамику движения, но в них нельзя было увидеть мимику лиц или детали фигур. Каждый образ создавался в несколько этапов и проходил многочисленные обсуждения.
«Высота восстановленных фигур муз достигает 3,5 метра, а вес каждой из них – более двух тонн. Каждая скульптура состоит из 7 гипсовых элементов. Части скульптур были нанизаны на металлический каркас, сохранившийся с XIX века. А потом мастера скрепили их между собой и зашпаклевали таким образом, что нельзя обнаружить ни единого стыка между ними. Для того чтобы скульптуры максимально долго сохранили свою красоту, муз покрыли специальной грунтовкой и краской. Это улучшит их внешний вид и даст им дополнительную защиту», – подчеркнул М. Сидоров.
Пресс-служба Группы «Сумма»
+7 (495) 771 60 60
+ 7 (985) 269-7702
* * *
Группа «Сумма» (Summa Group) объединяет перспективные и динамично развивающиеся активы в портовой логистике, инжиниринге, строительстве, телекоммуникационном и нефтегазовом секторах. В компаниях Группы, которые присутствуют в почти 40 регионах России и за рубежом, занято более 10 тысяч человек. Основатель и акционер компании Зиявудин Магомедов.
В июне 2009 г Группа «Сумма» приобрела контрольный пакет компании ЗАО «СУИпроект». ЗАО «СУИпроект» является генеральным подрядчиком проекта реконструкции Государственного академического Большого театра России.
Основатель и акционер Группы «Сумма» Зиявудин Магомедов является попечителем Большого театра.


Справочно
Воссоздаваемые скульптуры нужно было соотнести с размерами ниш, с условиями расположения, ракурсом восприятия и с общей стилистикой архитектуры Большого театра, соединив тем самым вместе историческую достоверность и авторскую трактовку. Жестикуляция, постановка ног, драпировка туник, мимика скульптур – все вызывало жаркую дискуссию реставраторов, искусствоведов и скульпторов. Конечно, были какие-то общие позиции. Так Терпсихора является музой танца и часто изображается с лирой и плектром в руках. А Эрато, муза лирической поэзии, почти всегда изображается с лирой в руках. И ее образ должен быть более сдержанным, умиротворенным, «аполлоническим» по сравнению с довольно динамичной «диониссийской» Терпсихорой. Вместе они должны составлять единство противоположных начал и гармонию многообразного театрального мира.
Каждый образ создавался в несколько этапов. Вначале разрабатывался и утверждался бумажный эскиз. Затем создавались первоначальные 32-хсантиметровые модели. На каждом этапе собирались эксперты, которые оценивали представленные модели. Также производились пропорциональные примерки. Модели вставляли в масштабированные ниши для того, чтобы посмотреть, насколько органично скульптура будет вписываться в пространство фасада. После утверждения первых моделей были созданы более крупные 80-сантиметровые фигуры, позволяющие более четко проследить мимику и движения будущих скульптур.
До того как создать окончательный вариант 3,5-хметровых скульптур была произведена так называемая фотопримерка. Для этого были созданы макеты скульптур в натуральную величину, установленные в нишах для визуализации проекта. И только после этого скульпторы выполнили глиняные модели высотой 3,5 метра.
Сложность заключалась также в том, что скульптуры муз находятся в нишах на высоте порядка 5 метров. Поэтому нельзя было воспроизводить фигуры с анатомической точностью. Какие-то элементы надо было пропорционально перерабатывать: уменьшать или увеличивать. Теперь скульптуры созданы именно таким образом, что зритель видит их без искажения ракурса.