Нужен ли BYOD России?


Статья главного футуролога компании Cisco, главного технолога консалтингового подразделения Cisco IBSG Дэйва Эванса (Dave Evans). 24 сентября он впервые приедет с деловым визитом в Россию

Миллионы людей (многие из них – сотрудники различных организаций) приобретают мобильные устройства вроде смартфонов и планшетных компьютеров в личное пользование. На эти приборы устанавливаются приложения – их счет идет уже на сотни тысяч, – после чего мобильные устройства становятся незаменимыми. Люди так к ним привыкают, что многие даже берут их на работу. Этот феномен быстро набирает популярность и получил название BYOD.

Копнуть глубже
Итак, BYOD завоевывает все больше сторонников, что начинает оказывать существенное влияние на управление корпоративными сетями, мобильными устройствами и самими сотрудниками, для которых понятие "быть на работе" приобретает иное, чем прежде, значение. Чтобы лучше понять, насколько BYOD укоренился в глобальной корпоративной среде и как корпоративные ИТ-отделы управляются с новыми устройствами, предоставляя им услуги технической поддержки, сетевого доступа и информационной безопасности, консалтинговое подразделение Cisco IBSG опросило около 4 900 ответственных руководителей ИТ-отделов крупных (со штатом не менее одной тысячи сотрудников) и средних (500-999 работников) компаний в 9 странах (Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Китай, Мексика, Россия, США, Франция) на четырех континентах (см. рисунок ниже).
Что обнаружилось
Исследование показало, что BYOD распространяется не только в США и не только в крупных компаниях. На глобальном уровне BYOD в той или иной форме поддерживают 89 процентов руководителей ИТ-подразделений крупных и средних предприятий, а 69 процентов относятся к этому феномену «весьма» либо «очень» положительно. Потрясающие показатели, свидетельствующие о том, что компании в разных частях света (не только в США) принимают BYOD! Это имеет глубокие последствия с точки зрения того, как компании оснащают сотрудников необходимыми устройствами и обеспечивают им доступ в сеть.
По мнению Cisco IBSG, трансформационная ценность феномена BYOD в том, что он дает сотрудникам свободу выбора инновационных методов работы. А если предоставить сотрудникам право пользоваться устройствами, приложениями и облачными услугами по своему усмотрению, а также возможность самостоятельно выбирать время и место работы, это может поднять эффективность и производительность компании на новый уровень. Способствуя распространению BYOD соответствующими методами управления и сетевыми решениями, компании могут не просто реагировать на запросы сотрудников, но и задействовать не используемые, весьма мощные ресурсы. Многие компании в разных частях света уже подошли к этому переломному рубежу.

А как в близких к России странах?
Глобальный взгляд, конечно, полезен, ибо дает российскому бизнесу и руководителям ИТ-подразделений представление о том, как относятся к BYOD их коллеги в других странах, но не менее важно понять, что происходит ближе к границам России.
Исследование показало, что на региональном уровне наиболее однородное отношение к BYOD демонстрирует Европа. Европейские ИТ-руководители, пусть и в разной степени, менее всех других расположены поддерживать стремление сотрудников своих компаний пользоваться личными устройствами на работе и смотрят на это косо. Вследствие этого они реже разрешают сотрудникам приносить на работу свои устройства и пользоваться несанкционированными приложениями. Короче говоря, сталкиваясь с феноменом BYOD, они стараются минимизировать его влияние на привычные способы ведения бизнеса вместо того, чтобы с его помощью обеспечить сотрудникам право работать так, как тем хочется.
BYOD действительно может вызвать кое-какие проблемы краткосрочного характера, касающиеся, например, информационной безопасности и повышенной сложности управления множеством разнородных устройств. Тем не менее Cisco IBSG считает, что эти риски бледнеют на фоне тех преимуществ, которые способна принести продуманная стратегия BYOD. Европейские компании могут оказаться в невыгодном положении по сравнению с компаниями конкурирующих стран, использующих BYOD для максимального раскрытия потенциала своих сотрудников в таких областях, как повышение производительности труда, совместная работа и качество выполнения служебных обязанностей.

Ситуация в России

Мобильность
Мобильность сотрудников — то есть возможность регулярно работать за пределами традиционного офиса или любого другого стационарного рабочего места — получает все большее распространение. На предприятиях, где Cisco провела свой опрос, 60 процентов сотрудников (работников умственного труда или, как их называли прежде, "белых воротничков") используют для работы мобильные устройства: ноутбуки, смартфоны, планшетные компьютеры и другие средства беспроводного доступа.
В России мобильными устройствами на работе пользуются 55 процентов работников умственного труда. Для сравнения: в Германии этот показатель составляет 50 процентов, во Франции — 52 процента. Вместе с тем Россия отстает от таких быстроразвивающихся стран, как Бразилия (57 процентов) и Индия (69 процентов), а также от США (67 процентов).

Владение устройствами
В мире растет доля используемых на работе устройств мобильного доступа, принадлежащих сотрудникам. Это касается, например, 42 процентов смартфонов и 38 процентов ноутбуков. В России компании предоставляют мобильные устройства, как минимум, двум третям сотрудников. Логично предположить, что по мере роста числа российских сотрудников, имеющих право пользоваться на работе собственными устройствами, будет расти и общий уровень мобильности в стране.
Тем не менее российские ИТ-руководители не ожидают такого уж сильного роста количества личных устройств. Рост в этой области предвидят 43 процента опрошенных российских компаний, 32 процента не ожидают никаких перемен, а 20 процентов считают, что возрастет доля устройств, предоставляемых сотрудникам их работодателями.

Отношение к BYOD
Любопытно, что хотя российские ИТ-руководители не ожидают особого увеличения числа личных мобильных устройств и выделяют на развитие мобильности лишь малую долю бюджетов, 59 процентов из них относятся к BYOD позитивно. Для сравнения: в Великобритании и Германии такую позицию занимают 52 процента ИТ-руководителей, а во Франции и того меньше – 40 процентов.
Эти цифры весьма примечательны. Наше исследование показало, что, несмотря на существенный скрытый потенциал BYOD, сулящий немалые преимущества европейским компаниям, для раскрытия этого потенциала нужно, чтобы ИТ-руководители его видели. Во всех европейских странах, где проводился опрос, такой интерес к BYOD проявили только российские ИТ-руководители.

Проблемы BYOD
Российские ИТ-руководители больше обеспокоены проблемами информационной безопасности, связанными с внедрением BYOD, чем их коллеги в любой другой стране, где проводилось исследование. Информационная безопасность, очевидно, — главная причина, почему российские ИТ-руководители сдерживают распространение BYOD в своих компаниях. Любопытно, что в США и Индии, где проблема информационной безопасности вызывает намного меньше беспокойств, а BYOD прочно укоренился во многих компаниях, на третье место в перечне главных достоинств этого феномена респонденты поставили укрепление информационной безопасности.
Второй и третьей по значению проблемами, мешающими распространению BYOD в России, были названы потеря контроля и управляемости (12 процентов опрошенных) и возрастание сложности ИТ-поддержки (также 12 процентов респондентов).

Достоинства BYOD
Главное достоинство BYOD, с точки зрения российских ИТ-руководителей, – рост производительности труда. Это важное открытие, ибо один из аргументов противников BYOD состоит в том, что персональные приложения и контент, доступные для личных устройств: социальные сети, игры, использование неавторизованных сайтов в личных целях и для развлечений, — будут отвлекать сотрудников от работы.
В этой области российские респонденты вновь продемонстрировали более широкий подход к BYOD по сравнению с представителями других европейских стран. В России, как, впрочем, и в других странах, одним из важнейших преимуществ BYOD считается сокращение расходов. Вместе с тем, выходя за рамки сугубо финансовых факторов, российские ИТ-руководители признают, что BYOD может полностью изменить понятие производительности и работы как таковой.
Тремя важнейшими преимуществами BYOD российские респонденты назвали рост производительности труда и развитие совместной работы (22 процента в России по сравнению с 14 процентами в других европейских странах), снижение расходов (19 процентов; более высокий показатель – 20 процентов – лишь в Китае) и повышение удовлетворенности и мобильности сотрудников (13 процентов). В более широком контексте рост производительности труда и удовлетворенности сотрудников возникает не только вследствие возможности выбирать устройство по своему усмотрению, но и потому, что это позволяет сотруднику поменять место и способ работы, а также свой рабочий инструмент.

Возможности инновационной деятельности
Вместе с вышеперечисленными преимуществами Cisco IBSG отмечает еще и такое: предоставив сотрудникам свободу выбора устройств, приложений и облачных услуг, компания получает возможность перестроить рабочие процессы. Инновации, инициируемые сотрудниками, не ограничиваются выбором места и времени работы. С помощью BYOD сотрудники могут постоянно заниматься новаторством в самых разных формах: использовать облачные услуги для анализа и визуализации данных на мобильных устройствах, определять наиболее подходящие средства управления сложными рабочими процессами или вести видеозапись совещаний, чтобы лучше выполнять принимаемые решения.
Потенциал непрерывных "инноваций снизу" поистине огромен, и для его реализации уже есть необходимые инструменты в виде все более дешевеющих и мощных устройств, тысяч мобильных приложений с функциональностью корпоративного уровня стоимостью всего в несколько долларов, а также средств разработки, с помощью которых даже неспециалисты могут легко создавать свои собственные приложения.

Что делать руководителям российских компаний?
Совершенно очевидно, что BYOD сулит существенные преимущества и компаниям, и сотрудникам. Но воспользоваться этими преимуществами руководители бизнеса и информационно-технологических подразделений смогут, только если перестанут сводить дело к борьбе со связываемыми с BYOD угрозами для информационной безопасности и сохранности данных и займут активную позицию по внедрению BYOD, прописывая правила применения устройств мобильного доступа, организуя соответствующую ИТ-поддержку и создавая условия для использования некорпоративных приложений. Специалисты Cisco IBSG убеждены, что упреждающие инвестиции в эту область повысят общий положительный эффект BYOD и дадут компаниям возможность пожинать плоды инициируемых самими сотрудниками роста производительности и развития инноваций.
Если такие страны, как США, Индия и Китай, внедряют BYOD, то могут ли российские компании оставаться в стороне?

Теги/ключевые слова: Cisco; BYOD (Bring Your Own Device - «Принеси на работу свое устройство»); главный футуролог компании Cisco, главный технолог консалтингового подразделения Cisco IBSG Дэйв Эванс; мобильность; мобильные устройства; совместная работа; производительность.

На аналогичные темы:

• Домашние устройства на работе: новый взгляд на рабочее место - http://www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2012/090612.html
• Четыре главных правила успешного применения BYOD в малом бизнесе - http://www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2012/071712c.html
• BYOD меняет традиционный подход к обучению - http://www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2012/090712c.html
• BYOD и вузы – понятия совместимые -http://www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2012/091812d.html
• Украинские специалисты обсудили перспективы BYOD - http://www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2012/052812c.html


Дополнительную информацию рад предоставить
Александр Палладин, глава пресс-службы ООО "Сиско Системс"
тел. (985) 226-3950

О компании Cisco
Cisco – мировой лидер в области сетевых технологий, меняющих способы человеческого общения, связи и совместной работы. Чистый объем продаж компании в 2012 финансовом году превысил 46 млрд долларов. Информация о решениях, технологиях и текущей деятельности компании публикуется на сайтах www.cisco.ru и www.cisco.com.

Cisco, логотип Cisco, Cisco Systems и логотип Cisco Systems являются зарегистрированными торговыми знаками Cisco Systems, Inc. в США и некоторых других странах. Все прочие торговые знаки, упомянутые в настоящем документе, являются собственностью соответствующих владельцев.

ДОБАВИТЬ комментарий
AUTH_STATUS_LOGIN