Определены методы борьбы с нелегальными перевозчиками, – Игорь Шкиря


Сегодня каждый третий украинский перевозчик является нелегальным, от деятельности которых государственный бюджет ежегодно недополучает до 10 млрд грн.

Ситуация с нелегальными перевозчиками в Украине приобрела катастрофический характер и требует решения на государственном уровне. Об этом в ходе последнего заседания рабочей группы Комитета Верховной Рады Украины по вопросам транспорта и связи заявил ее председатель, руководитель Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков, народный депутат Украины Игорь Шкиря.

Как отметил парламентарий, от деятельности нелегальных перевозчиков государственный бюджет ежегодно недополучает до 10 млрд грн. «Экономические потери – это одно. Главная проблема – почти полное несоблюдение требований безопасности перевозок, о чем свидетельствует рост ДТП с участием “нелегалов”. И никакие финансовые потери не сравнятся с человеческой трагедией», – сказал Игорь Шкиря.

Руководитель рабочей группы доложил, что общественные организации и ассоциации перевозчиков разработали основные методы борьбы с «нелегалами», которые требуют поддержки на законодательном уровне.

Сегодня каждый третий украинский перевозчик является нелегальным. К их числу относятся и так называемые «серые нелегалы» – частные предприниматели, работающие на системе единого налога с правом предоставлять услуги нерегулярных пассажирских перевозок («рейсы под заказ»), имеющие в автопарке не более трех транспортных средств. При этом «серые нелегалы» фактически выходят на наиболее рентабельные маршруты, осуществляя незаконную перевозку пассажиров. «Легальные же перевозчики, обслуживающие регулярные маршруты, работают на общей системе налогообложения. В этом на сегодняшний день есть существенный конфликт. Поэтому с целью создания равных условий для всех участников мы выступаем за введение единой системы налогообложения – общей», – констатировал Игорь Шкиря.

Народный депутат пояснил, что упрощенная система налогообложения многих устраивает, так как это легкий путь не платить налоги в полном объеме, не оплачивать сборы автостанциям, не содержать необходимый штат сотрудников (в том числе, обеспечивающий надлежащее состояние техники, предрейсовый медицинский осмотр водителей и др.). «И можно понять людей, занимающихся частным извозом: им нужно зарабатывать средства для своей семьи и отрабатывать автобус или автомобиль, который они взяли в кредит. Но мы должны думать о государстве, мы должны думать о гражданах. Ведь перевозка пассажиров – это социально-ответственный бизнес. Если мы говорим о ситуации, представляя интересы государства, то налоги обязаны платить все и на одинаковых условиях. Если мы говорим с точки зрения пассажиров, то, здесь, прежде всего, затрагивается тема безопасности перевозок, качества предоставляемых услуг, обслуживания льготных категорий и пр.», – продолжил руководитель рабочей группы парламентского комитета, акцентировав, что создание равных условий работы на рынке заставит перевозчиков вести добросовестную борьбу за пассажира, повышая уровень услуг, оптимизируя стоимость перевозок.

Игорь Шкиря подчеркнул, что Всеукраинской ассоциацией автомобильных перевозчиков (ВААП) поддерживается инициатива ужесточения санкций по отношению к «нелегалам». «Прежде всего, необходимо существенно увеличить размер штрафных санкций, в случае многократных нарушений – вплоть до изъятия автотранспорта. А при нынешних минимальных штрафах и ответственность водителей будет минимальной», – констатировал руководитель рабочей группы.

Также борьбе с диким рынком будет способствовать реализация плана Министерства инфраструктуры по укрупнению автомобильных пассажирских перевозчиков. «В рамках реализации намеченного плана постепенно будут внедряться обязательные требования по выдаче лицензий на предоставление услуг по перевозке пассажиров с учетом минимального количества транспортных средств субъекта хозяйствования. В частности, с 2016 года лицензию получит перевозчик, который располагает парком минимум из 10 транспортных средств, с 2018-го – из 15, а с 2020-го – 20 автобусов. При такой системе мелкие автоперевозчики вынуждены будут объединяться в более крупные предприятия, которые позволят им проводить должное техническое сопровождение парка, закупать новую технику и пр.», – считает Игорь Шкиря.

Руководитель рабочей группы напомнил, что борьба с нелегальными перевозчиками ведется на протяжении многих лет. Однако усилий профильных ведомств и транспортных общественных организаций уже недостаточно – масштабы нелегальных перевозок достигли катастрофических масштабов, и для изменения ситуации необходима консолидация всех ветвей власти и принятие жестких мер на уровне Кабинета министров Украины. «Обсуждать проблему “нелегалов” на уровне транспортных организаций и ассоциаций, профильного парламентского комитета уже мало. Нужно проводить работу в государственном масштабе. Для этого необходимо провести расширенное совещание на уровне Кабинета министров при участии первых лиц профильных и смежных ведомств, правоохранительных органов, губернаторов областей. Только путем объединения усилий, разработки и внедрения эффективных жестких мер по легализации пассажирских перевозок мы сможем изменить ситуацию, упорядочить рынок автоперевозок и повысить безопасность пассажиров», - подчеркнул Игорь Шкиря.