Planeta.ru: новая система создания, оплаты и распространения авторского контента в России


Состоялся официальный запуск первого в России сервисного интернет-портала для создания и софинансирования творческих проектов Planeta.ru.

Planeta.ru: новая система создания, оплаты и распространения авторского контента в России
Один из главных сервисов ресурса "Акционирование" будет работать по схеме краудфандинга или предзаказа. Сейчас на Планете около 20 действующих проектов, среди которых Гришковец и Бигуди, которые собирают средства на фильм-концерт "Заморозка", группы "Би-2", "Brainstorm", JukeBox Trio, Marimba Plus и другие музыканты, выставившие на акционирование свои новые альбомы, и другие проекты.

На пресс-конференции в ММПЦ РИА Новости создатель и идеолог ресурса, музыкант Макс Лакмус заявил: «Наша цель – создать новый для России формат отношений между правообладателями контента и его потребителями, идеальные условия для взаимодействия между авторами, "генераторами" творческого контента и их аудиторией. Planeta.ru станет территрорией, где они, объединив свои желания и возможности, смогут воплощать в жизнь креативные идеи, создавать интересные, творческие продукты. В результате одни будут получать награду за свой труд, а другие - уникальные вещи или возможности (привилегии) и чувство сопричастности к творческому процессу».

Впервые портал Planeta.ru (http://planeta.ru/welcome.html) был представлен публике ровно год назад. С тех пор многое изменилось – даже доменное имя. Результатом годичной работы «планетарной команды» стала­­ социально-сервисную платформа для коллективного софинансирования творческих проектов, где предусмотрены сервисы для создания и распространения авторского контента и удобная и красивая среда для общения и сотрудничества между авторами и их аудиторией, для реализации и промоушена творческих проектов.

На Планете будет работать три главных сервиса, два из них построены на принципе софинансирования и предзаказа. Сервис «Акционирование» для сбора средств уже реализован и запущен. Сервис «Предзаказ концертов», которыйпозволит реально оценить потенциальную аудиторию мероприятия, оптимизировать затраты на рекламу и снизить риск неокупаемости мероприятия будет запущен к осени. Третий сервис – для создания цифрового контента «Цифровой конструктор приложений» позволит авторам самостоятельно или (или с минимальной помощью сотрудников Планеты) создавать цифровые приложения, включающие музыку, видео, тексты, фотографии, создатели ресурса обещают вывести на тестирование в октябре.

Помимо основных сервисов Планета располагает привычным для пользователей функционалом социальной сети. Это позволяет пользователям создать собственный аккаунт, заводить сообщества, парсить посты из своих аккаунтов в социальных сетях, вести блог, создавать фотоальбомы, постить видео, и существенно облегчает коммуникацию между автором и потребителем контента: автор может в полной мере общаться со своими поклонниками, рассказывать о своих проектах в сообществе, всячески подогревая интерес публики. Каждый пользователь Планеты имеет личный кошелек, куда можно положить электронные средства всеми доступными способами. В ближайшее время будет запущен интернет-магазин, где авторы смогут продавать любой цифровой контент и физические носители, а также сопутствующие брендированные товары (открытки, футболки, кружки, постеры итд), а также сервис онлайн трансляций мероприятий.

«Сервис «Акционирование» поможет авторам и коллективам создавать актуальный контент и монетизировать его, продавать по системе предзаказа, а также напрямую общаться со своими поклонниками (потребителями контента). Не секрет, что на Западе в последние три года набирают популярность краудфандинговые сервисы и проекты, такие как Kickstarter или Pledgemusic. Пользователи Кикстартера пожертвовали в 2011 году примерно 100 миллионов долларов, что почти в четыре раза превышает показатель 2010 года - 26,7 миллиона долларов. Всего в 2011 году на Kickstarter было представлено больше 27 тысяч проектов. Авторам 46% из них удалось собрать требуемую сумму в срок. То и дело мы слышим о феноменальных сборах на Кикстартере. Выстреливают проекты разного рода: музыкальные, программный продукт, игры. Многие западные музыканты поняли, что такие сервисы это не только возможность заранее окупить все расходы по выпуску альбома, но и еще хорошее промо, инфоповод, способ общения с аудиторией. Сейчас краудфандинговая волна докатилась до России, уже создано несколько ресурсов, какие-то находятся в разработке. Планета отличается от подобных ресурсов, которые являются только сервисами по сбору средств. Отличается тем, что мы создаем целый мир, где есть все, среда и возможности для общения, творческой реализации и монетизации контента. Планета будет работать как агентство полного цикла» - рассказывает Макс Лакмус.

Комиссия Планеты, как сервиса, составит 5% от средств, собранных проектами, еще 5% - это комиссия агрегатора платежей. В дальнейшем создатели Планеты планируют получать прибыль и от размещения рекламы на своем портале.
Группа «Би-2» стала первой российской группой, на которой был протестирован сервис «Акционирование». Альбом «Spirit» был создан на средства поклонников группы. Помимо цифровой и дисковой версии нового альбома музыканты «Би-2» предложили своим слушателям приобрести ряд, так скажем, «нематериальных» категорий: персонализированные цифровые автографы, возможность прослушивания части треков еще до выпуска издания, возможность попасть на закрытый концерт-презентацию либо любой другой концерт группы в течение двух лет. Результаты превзошли все ожидания: без вложений в рекламу, используя, только свои аккаунты в соцсетях и, рассказывая об акции на концертах, «Би-2» с помощью своих поклонников и планетарного сервиса за полгода собрали средства на запись альбома «Spirit». Альбом благополучно вышел в свет, как в цифровом, так и в СD-формате.

Шура Би-2 о сотрудничестве с Планетой: «Пару лет назад, мы ощутили на себе, что современная схема распространения контента не просто зашла в тупик – в этом же тупике она поставлена к стенке и фактически уничтожена деятельностью пиратов. Тогда мы решили отказаться от услуг продюсеров и рекорд-лейблов и искать альтернативные способы продвижения и распространения своей музыки. Было очевидно, что возможности Интернета нельзя игнорировать или ограничивать – нужно применять их во благо как авторов, так и потребителей. Мы понимали, что выход из этой ситуации, возможно, в создании таких схем, при которых пользователю будет предоставляться качественный, но бесплатный или оплачиваемый по обоснованной цене контент. Поэтому решили попробовать схему pre-paid, поскольку знали, что она успешно работает в Европе. На Западе люди привыкли платить за музыку, у нас - нет. Мы стараемся объяснить своим поклонникам, что их деньги идут не пиратам, не посредникам, и даже не в наш карман. Они идут на создание пластинки. Сумма, которую «Би-2» собрали с помощью Планеты, на сегодняшний день составляет порядка 1 250 000 рублей. Несмотря на то, что все треки с альбома есть в свободном доступе, цифровая версия альбома до сих пор успешно продается на Планете».

В данный момент на Планете около 20 проектов на акционировании, большинство из них музыкальные, но создатели ресурса объявили о том, что готовы поддерживать творчество в любом его проявлении и открыты для любых проектов: кино, литература, фото, гражданские иннициативы и благотворительность.

Ирина Юткина, продюсер проектов Евгения Гришковца: «Мы официально стартовали на Планете со своим проектом буквально вчера – мы хотим собрать деньги на съемки видеоверсии последнего концерта Евгения Гришковца и группы «Бигуди», который состоится 15 июня – и за первые сутки собрали больше 70 тысяч рублей (*по данным на 15 июня проект Гришковец и Бигуди собрал более 270 000 рублей). Почему мы на это пошли? Сегодня артисты, писатели, музыканты страдают от «возможности скачивания». Видеоверсии спектаклей Гришковца выложены в интернете, с торрентов каждый спектакль скачали порядка миллиона раз, а DVD-дисков на спектаклях и в магазинах мы продаем порядка 10 тысяч в год. Получается, что официальной продажей дисков мы не окупаем даже затраты на съемку спектакля и очистку авторских прав на музыку. Мы попробовали поработать с ресурсом kroogi, где есть возможность «поблагодарить» артиста заплатив ему столько, сколько хочешь (принцип «donation»), но в результате получилось, что скачивали много, а платили мало, и то в основном, поклонники из Штатов и Израиля. Основная проблема в том, что на таких ресурсах нет конкретных категорий и конкретных цен, ведь если тебе нравится артист, тебе нужно вроде как оценить насколько он тебе нравится, а это довольно сложно... На Планете человек видит вполне конкретные цифры за вполне понятные и осязаемые вещи, например, HD-версию концерта или билет на концерт. И я очень надеюсь, что осенью мы таким же способом, при поддержке наших поклонников, снимем видеоверсию спектакля «Плюс один».

"Я знаю всю кухню музыкальной индустрии изнутри и могу сказать, что система «донейшена» или «pay what you want» себя не оправдывает, ни на Западе, ни тем более в России. Удачные результаты, именно в музыке, это скорее исключение, которое только подтверждает правило. У нас это вообще воспринимается как некая «шляпа», мол, дайте кто сколько сможет. Я считаю, что «донейшен» обесценивает контент и труд того, кто его создал", - добавил Макс Лакмус.

Актер Александр Дьяченко, открыл на Планете акционирование первого альбома своего музыкального проекта «Антиго», который он создал вместе с Борисом Лившицем (барабанщиком «Би-2»): «Благодаря таким ресурсам, как Планета, у людей творческих появится возможность коммуницировать с публикой напрямую. Я надеюсь, что теперь пропадет, наконец, понятие «формата» и музыканты не будут так зависеть от ротаций, программных директоров и серьезных дядь с деньгами. Предлагаю, кстати, собрать денег на какой-нибудь шикарный, огромный, уродливый памятник «формату». И еще для меня позитив – это отсутствие сомнений, а у этих людей нет сомнений, и мне это нравится!»

«Я считаю, что в России краудфандинговая схема будет активно развиваться и количество краудфандинговых проектов в Рунете будет расти, и это прекрасно! Такая система позволяет артисту четко понять, востребован он или нет? Тебе тут не «лайки» ставят, а платят реальные деньги. Люди уже готовы к свободе выбора, готовы вкладывать свои деньги в то, что им действительно нравится. Я надеюсь, что все российские артисты, в свою очередь, поймут все плюсы и преимущества такой схемы. Только многим надо сначала хорошенько освоить «краудпеттинг» – я имею ввиду навыки общения и работу с поклонниками в соцсетях, и в офф-лайне. Хочу отметить, система предзаказа - это действенный способ борьбы с пиратством. Нельзя украсть то, чего еще не существует» - говорит Валерий Марьянов, директор по работе с авторами Planeta.ru (http://planeta.ru/welcome.html).

Генеральный директор ИА «Интермедиа» Евгений Сафронов, приглашенный как независимый эксперт, оценить перспективы развития подобного ресурса и краудфандинговой модели, в общем, натроен оптимистично: «В нашей развлекательной индустрии важно произвести первое впечатление - Планета его произвела. Несмотря на то, что схема, мягко говоря, экспериментальная, она приносит свои плоды, мы видим, как она работает. Музыкальная индустрия в нашей стране испытывает кризис, продажи музыкальных дисков неуклонно падают, закрываются звукозаписывающие компании, музыканты зарабатывают в основном концертной деятельностью, и что самое прикорбное - становится меньше коллективов, люди просто переходят в другие отрасли из-за того, что невозможно заработать. Альбом на диске стал чем-то вроде сувенира: его дарят на презентациях, продают на концертах, его ставят на полку коллекционеры. Ведь скачать все - платно или бесплатно - можно в Интернете. Подобная ситуация и с кино, и с любой другой цифровой продукцией. Поэтому хочется, чтоб и артистам, и другим творческим людям больше денег доставалось. На мой взгляд, важная составляющая успеха такого ресурса – это его «заточенность» на психологию аудитории, а все тут присутсвующие знают и чувствуют свою аудиторию очень хорошо, они общаются с реальными покупателями своих дисков, с реальными посетителями концертов. Это огромный плюс и залог того, что Planeta.ru, возможно, будет развиваться лучше, чем другие аналогичные проекты».

Контакты: пресс-секретарь Катерина Чечулина, pr@planeta.ru, +79161166130


PRNEWS.IO
+71.5