Российско-швейцарский фестиваль «Культурные ландшафты» (CULTURESCAPES)


Базельский симфонический оркестр, музыкальное, театральное, хореографическое искусство Базель-Штадт в в Москве в рамках Российско-швейцарского фестиваля «Культурные ландшафты» (CULTURESCAPES) в сентябре-ноябре.

Фестиваль CULTURESCAPES на протяжении 10 лет ежегодно проводится Швейцарским культурным фондом «Culterescapes». Каждый год он посвящен культуре отдельной страны, представляя её самые современные достижения в области искусства.

Фестиваль 2010 года представлял культуру Китая, 2011 – Израиля. В свой десятилетний юбилей в 2012 году «Culterescapes» всецело посвящен России и ее главным культурным столицам – Москве и Санкт-Петербургу. В Швейцарии фестиваль пройдет в Базеле, Цюрихе, Женеве и Берне. Проведение такого масштабного фестиваля способствует Российско-Швейцарскому культурно-гуманитарному взаимодействию и взаимообогащению культур, укреплению позиций академического и современного искусства.

О высоком государственном и культурно-политическом статусе Фестиваля свидетельствует патронат мэров Москвы и Базеля, а также высокий уровень прибывающих в Москву официальной швейцарской делегации во главе с Председателем Правительства кантона Базель-Штадт господином Ги Морэном.

Программа Фестиваля охватывает музыкальное искусство более чем пяти веков и построена на взаимодействии двух взаимодополняющих перекрестных проектов: «Швейцария в России» и «Россия в Швейцарии», при этом основной акцент сделан на искусстве двух городов - Москвы и Базеля, чей культурный ландшафт чрезвычайно многолик. Базель – законодатель современных тенденций в области дизайна, архитектуры, галерейного бизнеса, всемирно известен своими экспериментальными проектами в области драматического театра, современного балета, визуального искусства. Москва – столица российского государства более пяти веков, центр и средоточие русской культуры и современного искусства, имеет статус центра современной мировой культуры.

В каждом из проектов Фестиваля представлены самые разнообразные жанровые и стилистические пласты – от духовных песнопений и старинной музыки 17 -18 веков до премьер современных композиторов, от высочайших академических образцов до самых радикальных экспериментов в области сценических и визуальных искусств. Большинство проектов носят паритетный характер, как основа для долгосрочных двусторонних творческих связей между культурными институтами (Школа Драматического искусства – Казерне-Базель, МГХПА им. С.Г. Строганова – Rapazz Museum и др.).

Откроет фестиваль целая серия выступлений знаменитого швейцарского Ансамбля барочной музыки “La Cetra” «Барочная музыка при Российском дворе». За 14 лет своего существования, “La Cetra”, созданный из выпускников самого престижного учебного заведения в области старинной музыки Schola Cantorum Basiliensis, получил всемирное признание. Для своей концертной программы музыканты выбрали сочинения Бальдассаре Галуппи, Франческо Манфредини, Джованни Паизиелло, Антона Фердинанда Тица – исполняемые при Российском Императорском дворе времен правления Петра I Алексеевича – Александра I Павловича. Концерты “La Cetra” в Эрмитажном театре в Санкт-Петербурге 4 сентября и в Итальянском дворике ГМИИ им. Пушкина в Москве 7 сентября станут одними из главных событий церемонии Открытия.

Значительным культурным событием станет концерт Феликса Пахлатко – главного органиста Базельского Кафедрального собора (Basler Muenster) в Московском Соборе Непорочного зачатия Девы Марии 8 сентября на одном из самых больших органов в России. Этот орган был подарен Базельским Евангелическо-лютеранским Кафедральным Собором в 2002 году и концерт станет одним из ярких свидетельств истории культурных связей, объединяющих Москву и Базель. Символично, что в программе концерта наряду с известными сочинениями И.С. Баха впервые в Москве прозвучат неизвестные сочинения Бенедикта Юкера – одного из органистов Basler Muenster середины 19 века.

Как известно Базель – центр самых радикальных проектов в области театрального и хореографического искусства. Два спектакля известных швейцарских хореографов и танцовщиков Александры Бахцетсис «Taнец в одиночку» и Табеа Мартина «Дуэт для двух танцоров» 13 и 14 октября 2012 в Международном центре Танца и Перфоманса ЦЕХ (Территория ПROEKTa FAБRIKA) – прекрасное тому подтверждение.

«Танец в одиночку» – сюита из сольных выступлений, словно случайно переходящих от одного исполнителя к другому. Единое драматургическое действо создается из сочетания микро-перфомансов, воспроизводимых на экране “life” и предварительно записанных видеоматериалов и комментариев. «Дуэт для двух танцоров» заставляет нас взглянуть на проблему переоценки собственных возможностей, помогая понять, насколько нам удается реализовать себя в профессии и оправдать ожидания, предъявляемые нам обществом. Что может быть более страшным, чем страх потерять себя! Как сделать свой выбор в таком многообразии профессий? Ответ на этот вопрос часто является источником сомнений и разочарований. Чем больше возможностей, тем сложнее сделать выбор. В 2011 году перформанс Табеа Мартина «Дуэт для двух танцоров» на музыку Игоря Стравинского выиграл Wim Barry Stipendia the Aerowaves.

Мастер-класс одного из крупнейших европейских саксофонистов, прославившегося исполнением как академического, так и авангардного репертуара, профессора Базельской Высшей школы музыки Маркуса Вайса 13 октября в Российской Академии музыки им. Гнесиных и 15 октября в Московской консерватории станет одной из образовательных составляющих Фестиваля и послужит уникальной возможностью для московских студентов познакомиться с самыми современными приемами техники исполнения на саксофоне. Виртуозная техника и изобретение новых приемов игры на этом инструменте сделали его известным далеко за пределами Европы. Специально для Маркуса Вайса сочиняли Жорж Апергис и Джон Кейдж, Георг Фридрих Хаас и Ганспетер Кибурц,, Мануэль Идальго и Микаэль Жаррель, Хельмут Лахенман и Джорджио Нетти, Карлхайнц Штокхаузен и Надир Вассена и многие другие композиторы.

16 октября Маркус Вайс выступит в одной программе со «Студией новой музыки» в Рахманиновском зале Московской консерватории. Прозвучат сочинения, написанные специально для Маркуса Вайса в расчете на его уникальные исполнительские возможности, а именно – Пьеса для саксофона соло из цикла "Necessita d'interrogare il cielo" Джорджио Нетти, Трио для виолончели, саксофона и вибрафона московского композитора Александра Вустина, CELLS для саксофона и ансамбля Ханспетера Кибурца, MATERIA OSCURA для саксофона и ансамбля Надира Вассена. Открытием Фестиваля станет мировая премьера молодого московского автора Александра Хубеева - «Sax of one» для саксофона соло.

Кульминационная точка фестивальной программы – концерты одного из ведущих Швейцарии Базельского симфонического оркестра под управлением прославленного Маэстро Дениса Рассела Дейвиса 30 октября в Большом зале Санкт-Петербургской государственной филармонии им. Д.Д. Шостаковича и 31 октября в Концертном зале им. П.И. Чайковского. Репертуарная политика оркестра решается в искусном объединении высоких образцов академической традиции с самыми современными композиторскими опытами. В программе концертов прозвучит премьера Mysterium Magnum – сочинение Александра Раскатова, раскрывающее тему вочеловечения Бога и написанное специально по заказу Фестиваля Culturescapes и Базельского симфонического оркестра. Весьма символично, что наряду с премьерой будет сыгран Альтовый концерт Альфреда Шнитке (солист – Юрий Башмет), ставший символом музыкальной культуры XX столетия и Торжественная увертюра «1812 год» П.И Чайковского, написанная в память о победе России в Отечественной войне 1812 года, впервые исполненная в Москве в 1882 году по случаю открытия Храма Христа Спасителя. Прямая трансляция этого концерта телеканалом «Культура» расширит границы Фестиваля и позволит миллионам россиян стать свидетелями поистине исторического культурного события.

27 ноября в Рахманиновском зале Московской консерватории еще один значимый проект, который является ярким примером сотворчества российских и швейцарских музыкантов самого высокого уровня. Знаменитый швейцарский Квартет им. Л. Бетховена и выдающийся российский пианист, Народный Артист России Алексей Любимов исполнят программу русской камерной музыки всех исторических вех – от «прародителя» академической инструментальной отечественной музыки Михаила Глинки (Большой секстет Es-dur для фортепиано и струнного квинтета (1832) до классика «советского авангарда» Альфреда Шнитке («Посвящение Игорю Стравинскому») и нашего современника – Павла Карманова (Forellenquintett).


Elena
0