Ускорят ли новые предложения Apple и Cisco переход к системе электронного обучения?


Блог Фрэнка Флоренса (Frank Florence), старшего директора компании Cisco по маркетингу продуктов для сферы образования

Вскоре после того, как в январе компания Apple объвила о выходе новой версии приложения iBooks, министр образования США Арне Дункан (Arne Duncan) призвал американские школы к 2017 году полностью перейти к использованию электронных учебников. Эта цель покажется чересчур амбициозной любому, кто знаком с «черепашьими» темпами перехода на цифровые технологии в американских школах. Как ускорить этот процесс? В первую очередь, за счет поддержки со стороны крупных высокотехнологичных компаний.
Такие организации имеют множество собственных программ обучения, поддерживают отношения с тысячами заказчиков, обладают обширными продуктовыми линейками, масштабными ресурсами, партнерскими связями и опираются на содействие фирм, оказывающих профессиональные услуги. Поэтому они способны стать катализатором распространения концепции BYOD и перехода к образовательной модели «1 студент – 1 компьютер» с помощью более комплексных, инновационных и простых в использовании продуктов и услуг. Эти компании могут также помочь в решении огромных проблем, с которыми сталкиваются учебные заведения при планировании и в ходе работы над внедрением цифровых технологий.
Именно такую помощь и готовы оказать Apple и Cisco как две высокотехнологичные компании, работающие в сфере образования. Приведу несколько свежих примеров этой их деятельности.
Объявленный компанией Apple в январе выход учебников в формате приложения iBooks в полной мере учитывает возможности нового поколения планшетов iPad и открывает перед учащимися и преподавателями дверь в совершенно новый мир технологий обучения. Интерактивные экраны и графика позволяют вдохнуть жизнь в изучаемые предметы и обеспечить невиданный прежде уровень вовлеченности студентов в процесс обучения. У пользователей теперь появилась возможность управлять диаграммами, графиками, изображениями и таблицами прямо в учебнике. Чтобы предоставить дополнительные возможности для ввода данных в устройство, компания Apple добавила в приложение функции выделения цветом и создания заметок. Такие заметки теперь можно автоматически преобразовывать в учебные карточки, что, в свою очередь, позволяет создавать более разнообразные персонализированные учебные курсы. Apple также представила бесплатное приложение iBooks Author, которое позволит заметно расширить круг возможных издателей. Компания даже создала специальный раздел для скачивания учебников в своем магазине приложений AppStore.
В цифровом виде содержимое школьных учебников доступно уже более 15 лет. Вся проблема заключалась в используемом устройстве. Поиск денег на покупку ноутбуков, каждый из которых стоил 1 200-1 500 долларов, создавал значительные трудности для школ в условиях хронической нехватки средств и сокращения бюджетов. Исторически доступный уровень цены устройства для учебных заведений составлял около 200 долларов, и мы поняли: надо «сделать устройство доступным, и тогда появление контента не заставит себя ждать». Три года тому назад известное издательство учебной литературы Houghton-Mifflin отказалось от выпуска книг в цифровом формате. Теперь же оно совместно с такими издателями, как Pearson и McGraw-Hill, заключило соглашение о предоставлении контента для приложения iBooks.
Сегодня новая модель iPad продается втрое быстрее компьютеров Mac. Поразительные результаты Apple во втором квартале этого года ясно показывают, что мы уже живем в «посткомпьютерную» эпоху. Использование планшетов достигло феноменально высокого уровня как в сфере бизнеса, так и в области образования. Компании Apple потребовалось 22 года, чтобы продать 55 миллионов компьютеров Mac, и всего 22 месяца, чтобы сбыть 55 миллионов планшетов iPad. В последнем квартале Apple реализовала 60 миллионов «посткомпьютерных» устройств и менее чем за два года продала 70 миллионов планшетов iPad. Эффективно используя собственную бизнес-модель распространения удачных решений, компания теперь переносит приложения iPhone и iPad обратно на компьютеры Mac. Заказчики из некоторых учебных заведений говорят нам, что сегодня более 30% их студентов используют во время занятий по 2 и более IP-адресов. Более широкое распространение различных устройств в аудиториях поможет школам добиться перемен в области предоставления контента.
Вскоре должен наступить переломный момент в изменении цен на планшеты. Уже сегодня южнокорейские школы практически полностью укомплектованы соответствующими устройствами благодаря более доступным ценам и скидкам для учебных заведений, предоставленным компанией Samsung, вторым мировым поставщиком планшетных устройств. 7 марта этого года одновременно с выходом новой модели iPad компания Apple объявила о снижении цены планшета iPad 2 на 100 долларов. Чем больше учебников появляется в каталогах Apple и других компаний (например, Discovery), тем более вероятно превращение планшета iPad в естественную замену традиционных учебных пособий. Благодаря добавлению новых возможностей для ввода данных и создания документов, это устройство становится все больше похожим на полноценную альтернативу для ноутбука.
Впрочем, дело не только в контенте или типе устройства. Замечательно, что имеется все больше материалов в цифровом формате и доступных по цене устройств. Но, как отмечают сами пользователи, тут же «неожиданно обнаруживается, что в школьном округе появилось 25 000 новых IP-адресов, и, не выдержав такой нагрузки, наша сеть рухнула!». В апреле этого года вслед за недавними предложениями Apple мировой лидер в области сетевых технологий – компания Cisco объявила о целой серии новых мобильных решений, направленных на оказание помощи учебным заведениям в масштабировании, управлении и развертывании пилотных проектов и массовых внедрений на основе концепции BYOD и модели «1 студент – 1 компьютер».
Предложения компании Cisco в области мобильных технологий нацелены на то, чтобы оптимизировать пользовательский опыт в средах с высокой плотностью и полосой пропускания и создать единый мобильный пользовательский опыт для учащихся с помощью виртуализации на основе решения Cisco VXI. Новые точки доступа, беспроводные контроллеры, услуги мобильности, поддержка протоколов IPv6 и 802.11u теперь поддерживают бесшовную сетевую инфраструктуру учебных заведений. Представленное недавно решение для унифицированного управления политиками обеспечит школьному округу «единое окно» для управления подключением студентов, преподавателей, администраторов, гостей, текущим состоянием сети и устройствами. Новая платформа Identity Services Engine (ISE) добавляет возможности автоматического подключения к сети и централизованной интеграции политик, сканирования оконечных устройств в реальном времени и обеспечения безопасности. В условиях роста числа пользовательских устройств в учебных заведениях новый диспетчер Cisco Prime Assurance Manager предоставит администрации и группам ИТ-поддержки возможности визуального контроля, необходимые для настройки, устранения неполадок и создания отчетности.
Ключевую роль во всем этом по-прежнему играет руководство школьного округа. Даже самая крупная высокотехнологичная компания не в состоянии самостоятельно помочь администрации освоить новые инструменты обучения. Школьным округам необходимо определить собственное видение перспектив и цели на будущее, обсудить их со своими руководящими органами и общественностью, вовлечь в этот процесс учителей и родителей, а также подготовить соответствующий план и график работы. При этом в центре внимания, в первую очередь, должны быть сами учащиеся. Каких учебных результатов следует ожидать от инвестиций в новые технологии, и как измерить этот эффект? Подумайте также об учителях, школьной аудитории и контенте. Как обеспечить, чтобы технологии отвечали этим потребностям, а не наоборот?
Проблем здесь действительно много, но уже есть немало успешных образцов для подражания. Один из самых ярких из них – опыт школьного округа Мурсвил (штат Северная Каролина), получившего специальную премию за внедрение собственной модели перехода на цифровые технологии. При стоимости инвестиций в новые технологии на уровне 1 доллара в день на каждого студента руководству округа удалось за четыре года улучшить результаты школьных экзаменов на 30%. Во всех восьми школах округа произошло полное преобразование учебного процесса. То же самое можно сказать и о работе учителей.
Издательство Pearson также предлагает новые услуги и программное обеспечение, чтобы помочь учебным заведениям перейти на образовательную модель «1 студент – 1 компьютер». Возглавил работу по осуществлению этой инициативы сам руководитель компании Pearson Скотт Дроссос (Scott Drossos). Упор будет сделан на оказание поддержки в планировании, проведение ознакомительных семинаров и управление переменами. Подробности – на сайте http://onetoone.pearsoned.com/.
Какие последствия все это будет иметь для преподавателей? Новое поколение студентов рассчитывает на возможность получать учебные ресурсы по запросу, вести совместную работу при обучении и приобретать знания, выполняя те или иные проекты. Традиционные методы преподавания в виде «лекций у доски» ожидает участь логарифмической линейки. Студенты теперь учатся в любое удобное для них время и в любом месте. Во многом это схоже с тем, как работа организована в ведущих мировых корпорациях, а любой преподаватель и работник учебных заведений хорошо знает: заинтересованность студентов в учебе играет ключевую роль.
Новые предложения Apple и Cisco обеспечат предоставление мультимедийных материалов, устройств, электронных учебников, мобильности, видео и инструментов совместной работы. Это позволит еще более упростить преобразование учебного процесса внутри и за пределами учебных аудиторий. В США мы уже видим запуск пилотных проектов в новых областях многими округами начального и среднего школьного образования.
Современные студенты живут в мире мобильных технологий и поэтому готовы учиться в режиме «24 часа в сутки 7 дней в неделю». Вопрос только в том, готовы ли к этому руководители и преподаватели учебных заведений.

Tags: Apple, Cisco, образование, iBooks, электронные учебники, BYOD, iPad, Cisco VXI, Identity Services Engine (ISE), Cisco Prime Assurance Manager, Pearson.

Дополнительную информацию рад предоставить
Александр Палладин, глава пресс-службы Cisco в России/СНГ
тел. (985) 226-3950

О компании Cisco
Cisco – мировой лидер в области сетевых технологий, меняющих способы человеческого общения, связи и сотрудничества. Чистый объем продаж компании в 2010 финансовом году составил 43,2 млрд долларов. Информация о решениях, технологиях и текущей деятельности компании публикуется на сайтах www.cisco.ru и www.cisco.com.

Cisco, логотип Cisco, Cisco Systems и логотип Cisco Systems являются зарегистрированными торговыми знаками Cisco Systems, Inc. в США и некоторых других странах. Все прочие торговые знаки, упомянутые в настоящем документе, являются собственностью соответствующих владельцев.